Горы, вы застывшая боль земли. Фото автора
Поэт Анатолий Гоморев начал писать рано, но катастрофически поздно пришел к читателю. Набор его поэтического сборника, который готовился Дальневосточным книжным издательством в конце 1966 года, был рассыпан без какой-то внятной мотивации. Но поэт продолжал активную литературную жизнь, много писал, входил в литературное объединение «Спектр», в котором кроме него состояли Александр Щуплов, Вячеслав Куприянов, Евгений Витковский – сейчас Гоморев много делает для сохранения материалов, связанных с этим клубом. И, конечно, выпускает собственные книги…
На первый, невнимательный взгляд название этой книжки может показаться несколько горделивым и даже нескромным. Но это только на первый взгляд. Это всего один из парадоксов, сопровождающих творчество Анатолия Гоморева, как и любое другое настоящее творчество. Если внимательно познакомиться с содержанием книги, становится понятным, что название это более чем скромное. Если не сказать застенчивое. Ведь перед нами творческий отчет почти за 70 лет поэтической жизни. Первые стихотворения, вошедшие в это «Избранное», датированы 1949 годом, когда автору было всего 12 лет. Последние же датированы уже нынешним десятилетием. Более того, восьмидесятидвухлетний поэт позиционирует этот, в общем-то, небольшой, карманного формата, сборник как подведение итогов своей творческой жизни. Не трудно представить, какой жесткий отбор претерпели стихотворения, вошедшие в эту книгу. В результате получилась книга, отражающая все этапы поэтической жизни, все направления, в которых работал поэт, – получился творческий манифест многогранного художника. Широту охвата книге придает интервью с Анатолием Гоморевым, открывающее сборник, и статья Елены Гавриловой, завершающая его.
Гоморев подчеркивает, что он продолжает традиции классической дореволюционной поэзии, скользя поверх поэзии советской. И ему трудно отказать в правоте, ведь то, что его не печатали в советский период, привело к его в полной самостоятельности, ни один внешний фактор на его творчество не влиял. Источником его вдохновения стал Александр Блок, исследованию творчества которого Гоморев отдал многие годы; он был первым официальным сотрудником музея-усадьбы Шахматово. Материал для произведений дала природа, дали многочисленные поездки по стране – Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток, Якутия, Камчатка…
Анатолий Гоморев. Мой творческий вклад.– М.: Летний сад, 2019. – 290 с. |
Вы застывшая боль земли,
Вавилонские башни,
Так и не достигшие неба
И теперь постепенно
становящиеся руинами,
У которых потоки воды
и веков
За этажом воруют этаж.
Язык его произведений классический, подчеркнуто литературный, он осознанно отказывается от всевозможных жаргонизмов и вульгаризмов, так часто используемых современными поэтами.
Я каждый день сражаюсь
с тишиной.
Вокруг толпа, но я один
на свете,
И эта мертвенность,
что в каждом есть предмете
С тех самых пор, что нет
тебя со мной.
Под хмурым небом я забыл
о лете,
Окутанный печали пеленой.
Мир кажется игрушкой
заводной,
В которой механизм сломали
дети.
Впрочем, начав с традиционных форм стихосложения, Гоморев в процессе творческого развития пришел к выводу, а точнее, почувствовал, что классические рамки стиха (а именно пять основных размеров – ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий) во многом исчерпаны поэтами предыдущих эпох. Следование традиции лишает стих индивидуальности. И автор начал искать новые формы, свою неповторимую музыку стиха. Отсюда его обращение к верлибру, дающему бóльшую свободу для философских размышлений.
Каждый из нас предает свое
детство,
Хотя б потому, что
становится взрослым.
Я сегодня во сне к нему
прикоснулся,
Сверхъестественным образом
в нем побывал.
Не знаю, как можно планете
Покинуть орбиту свою,
чтоб перейти на другую…
Основной массив поэтических текстов Гоморева составляет лирика, как он сам говорит, «внутренняя жизнь души». Однако и внешняя жизнь не оставляет поэта равнодушным, иначе быть и не могло. Отсюда появление в его творчестве таких тем, как политика, война, которую поэт пережил ребенком, попав в Смоленской области под оккупацию, бомбардировка Хиросимы… Да и лирика его часто подернута отсветами трагизма. И исполнена философским поиском. При заметном иронизме многих произведений Гоморева в целом его мировоззрение весьма трагично. Он часто касается довольно сложной темы – темы смерти, преждевременного ухода. Особое место в творчестве Анатолия Гоморева занимает память о его двоих братьях – Николае и Евгении. Они оба были поэтами. Более того, именно пример Евгения подтолкнул юного Анатолия к поэтическому творчеству в далеком 1949-м. Ему посвящены строки:
Тропами Блока ты со мной
вдвоем
Уже не побродишь, как бывало
часто,
Не припечатаешь крутым
словцом
Преступников, дорвавшихся
до власти.
Устал от грязи ты людской,
И вечный ты обрел покой.
Но не будем о грустном. Эпиграммы Гоморева полны тонкого, но точно разящего в цель юмора. Вот четверостишье, датированное 11 ноября 1957-го, – «На назначение В.М. Молотова послом в Монголию»:
Когда-то в Персию был сослан
Грибоедов,
Но с каждым веком
прогрессирует тиран.
Вам ехать в степь
к монголам-коноедам.
Как рай неверному,
вам не видать Иран.
А вот еще одна необычная стихотворная форма, в которой в органичный синтетический текст слились ирония, философия и лирика. Это «Рубаи», навеянные незабвенным Омаром Хайямом:
Пусть жизни процесс –
умиранье,
День каждый приносит
страданье.
Несчастьям, о сердце, не верь!
Живи лишь весны ожиданьем.
Гоморев признается, что ощущает то, что слово, каким бы поэтическим оно ни было, далеко не всегда адекватно чувству. И все равно он старается выразить невыразимое, строя свои тексты на тонких, едва ощутимых оттенках.
Дождь хрустальный
Вертикальный
Дождь линейный
Параллельный
Дождь художник
Дождь чертежник
На стенах и на заборах
Мелом черкающий мальчик
Рисовальщик озорной.
В поэтическом творчестве Анатолия Гоморева удивительным образом сочетается классический стиль с современными стихотворными новациями. Его стихи задумчивы и медитативны, в них непременно есть глубокая мысль. Это произведения мудрого человека. Даже те, которые были написаны им в молодости. И новая книга дает читателю уникальную возможность внимательно проследить многолетний путь развития творческой личности, исследовать все его метаморфозы.
комментарии(0)