0
4996
Газета Поэзия Печатная версия

21.11.2019 00:01:00

Константа Энценсбергера

Стихи и «идеи» для тех, кто стихи не читает

Александр Урбан

Об авторе: Александр Александрович Урбан – политолог‑германист.

Тэги: поэзия, слуцкий, наука, математика, философия, пародия, политика, ссср, история, германия


42-13-2350.jpg
Прекрасная планета на которой росли яблоки
и едоки яблок… Алексей Харламов.
Выбирающие яблоки. Частное собрание
Ханс Магнус Энценсбергер, которому 11 ноября с.г. исполнилось 90 лет, давно на слуху у русского читателя, его стихи, эссе и художественная проза время от времени появляются на страницах нашей печати или выходят отдельными изданиями, такими как, например, «Индустрия сознания» (2016), где он описывает и разоблачает новые способы управления мнением масс в современном технологическом мире. Из западных авторов он представляется одним из самых ученых и одним из самых политически активных, хотя его взгляды на протяжении лет серьезно менялись от крайне левых до сдержанно либеральных. Его стихи в переводах Вячеслава Куприянова появились в антологиях и различных журналах еще в середине 60‑х.

Борис Слуцкий когда‑то в 70‑х определил Куприянова как поэта, который сочетает «русскую традицию с манерой Бертольта Брехта и его школы», а Энценсбергер непосредственно вырос из этой «школы», так что здесь автор и переводчик идеально подходят друг другу. Их сближает не только свободный стих, но и трезвый скептический взгляд на реальность, рассудительная ирония. Вот как Энценсбергер определяет поэзию: «Стихи – упорно избегаемая публикой разновидность текстов с характерным расположением строк в столбик по левому краю и оставляющих много пустого места по правой стороне страницы».

Реальностью Энценсбергер редко бывает доволен. Напротив, он сдержанно радуется, когда отрешен от нее, когда чувствует чистый миг – «Миг, в котором нет ничего, кроме мига», или когда он переживает редкое «Счастливое мгновение»:

  когда мы долго не слышим
последних известий
и сквозь застывший прилив
по щиколотку в опавшей листве
с шуршанием идем через осень.
Или мы просто смотрим
на кленовый лист,
как он падает к нам,
пока мы не очнемся снова.

42-13-11250.jpg
Ханс Магнус Энценсбергер.
Головоломка. Тексты для текстов
не читающих. Стихотворения и
проза / Пер. с нем. Вячеслава
Куприянова. – М.: ОГИ, 2019.
– 192 с.
Весьма часто он сочиняет «натурфилософские стихи», дополняя, пародируя научные тексты или попросту поэтизируя науку, сами названия говорят об этом: «Бифуркации», «Таксономия», «Интеллигентность растений», «Интерференция», «Исследование мотивов», «Вопросы к космологам», «Величины большого порядка», «Воскресная проповедь астронома», «Особенности высшего позвоночного» и т.д. Нет, это не описания, это интерпретации, ставившие знак вопроса там, где наука сделала вид, будто она уже что‑то решила. Иногда он прямо дает иллюстрацию положениям современной математической логики, в чем‑то совпадающей с древней буддийской логикой, – «Заключение к вопросу о точности». Тут надо вспомнить, что одно из его многочисленных увлечений – математика, стоит назвать его книги для взрослых и детей: «Дух числа. Книга под подушку для тех, кто боится математики», «Удача и расчет: два рода математических удовольствий» и другие. Поэтому вполне логично название и этой книги: «Головоломка».

Но не надо думать, что Энценсбергер только трезв и сух, есть у него и любовная лирика. Даже в стихах, переходящих в прозу (записанных как прозаический текст), он умет быть лирическим поэтом, живописцем в слове, таков его «Художник времен года». Или его безусловный маленький шедевр – «Плач по яблоку»:

здесь было яблоко
здесь стоял стол
здесь был дом
здесь был город
здесь лежала страна.
это яблоко там
это наша земля
прекрасная планета
на которой росли яблоки
и едоки яблок

Его стихи требуют не просто прочтения, но и вмешательства читателя в разговор, хотя сам автор недвусмысленно повторяет, что обращается к тем, кто «стихи не читает», – это из подзаголовка одной из его ранних книг. Он даже придумал некую константу, удостоверяющую среднестатистическое число потенциальных читателей отдельной новой поэтической книги, равное 1354, она так и называется – «константа Энценсбергера», но это лишь одна из его «выдумок», из его иронических «идей».

  Его «идеи» представлены в прозаическом разделе, это те тексты, которые были написаны, но не были ранее опубликованы или поставлены на сцене, если это наброски пьес или даже «оперы». В числе их – «Политбюро», едкая сатира на закат нашей советской эпохи, действие происходит, надо полагать, в старческом сумасшедшем доме. А театральная идея – «Маркс и Энгельс» – точно в духе постмодернизма, там учителя мирового пролетариата катаются на мотоциклах по вертикальной стене. В то же время рассуждают: «Оптимисты опасаются, что из этого ничего не выйдет, пессимисты боятся, что это удастся. Или наоборот».
Ключевые слова в этом сборнике «мысль» и «думать», хотя Энценсбергер понимает, что думать человеку затруднительно. Но он не теряет надежды, даже когда восклицает: «если б не люди,/ какая настала бы жизнь!/ Если бы не было их, о тогда бы,/ тогда…/ Тогда бы я не мешал вам своими стихами!»

  Действительно, жизнь – «Головоломка»!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
3410
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2024 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
6176
Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
3178
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2804

Другие новости