Затронута история движения рабкоров, заводские будни периода индустриализации. Константин Богаевский. Индустриальное строительство. 1930-е. Симферопольский художественный музей
В подмосковных Мытищах с 1946 года существует ЛИТО, которое последние 53 года возглавляет поэт, журналист и литературовед, член Союза писателей России Юрий Петрунин. Его книга «Кедрин и кедринцы» – сборник материалов, посвященных русскому советскому поэту и журналисту первой половины XX века Дмитрию Кедрину (1907–1945), а также творчеству членов ЛИТО его имени. Она закономерный итог долгой творческой и учебной деятельности автора.
Первую часть книги составляют восемь созданных в период с 1967 по 2017 год статей о жизни и творчестве Дмитрия Кедрина, получившего настоящее признание и читательскую аудиторию лишь с середины 1970‑х. Вскоре после публикации первой статьи «Завод, газета, поэт», в которой автор впервые показал масштаб личности поэта, в 1967 году ЛИТО было присвоено имя Д.Б. Кедрина. В этой и последующих статьях интересно и с документальной точностью рассказано о работе Кедрина в заводской многотиражке Метровагонмаша в 1930‑е годы, затронута история движения рабкоров, заводские будни периода индустриализации. Глубокий анализ личности и творчества поэта Юрию Петрунину помогли дать три факта, сближающих его с героем повествования: поэтическое творчество в классических русских традициях, проживание в Мытищинском районе, работа в производственных СМИ.
Юрий Петрунин. Кедрин и кедринцы. Статьи из книг и СМИ. Отзывы и рецензии.– М.: Новое слово, 2019. – 184 с. |
Вторая часть книги позволяет получить представление о творчестве поэтов, бардов и прозаиков – членов ЛИТО им. Д.Б. Кедрина или имеющих к нему какое‑либо отношение. Среди них и представители технической и гуманитарной интеллигенции, кандидаты наук, инженеры, и отставные офицеры, и водители, и представители других профессий, и пенсионеры – всего 27 человек. Это фактически небольшой обзор творчества группы современных литераторов Мытищ, Мытищинского района и города Королева, чьи произведения ничем не хуже тех, что печатают нынче в толстых литературных журналах.
Тон оценок – неизменно взвешенный и доброжелательный. Петрунин отмечает особенности творчества каждого автора, подчеркивает его сильные стороны, искренне радуется находкам, удачным метафорам, сравнениям, добытым «граммам поэтического радия». В рецензиях, предисловиях и двух главах из ранее изданной книги «Кедринцы» слышны интонации, характерные для семинаров ЛИТО, которые он ведет и которые фактически выполняют роль литературного института. Его слова вдохновляют на творчество, к нему прислушиваются, ибо он обладает громадным моральным авторитетом. По книге в целом можно судить о популярности поэзии и могучем творческом импульсе в массах. Ценно и то, что судьба Кедрина дает повод читателю задуматься и попытаться найти ответы на следующие вопросы. В чем заключается цель творчества, в том числе поэтического? Является ли что‑то произведением искусства, если его никто не купил? Насколько важны форма и язык поэтических произведений для завоевания популярности? Кто выносит окончательное решение о значимости и таланте того или иного литератора?
комментарии(0)