0
2303
Газета Поэзия Печатная версия

01.08.2019 00:01:00

Поэт и властители поэтов

Эссе о Сергее Александровиче и Александре Сергеевиче

Тэги: поэзия, история, есенин, россия, марксизм, пушкин, деревня


26-14-2.jpg
Есенин плывет в лодке месяца
слов‑заклинаний по океану народного эфира.
Фото Андрея Щербака-Жукова
Поэт не догадывается, не наблюдает – он ощущает плоть страны, мягкую и мощную, как бок спящего медведя. А там, где в России поэты, там всегда властители. В России то, что Властитель неясно чувствует, Поэт твердо знает!

Есенин плывет в лодке месяца слов‑заклинаний по океану народного эфира. Это происходит вне времени.

Есенин мог бы сказать: «Я русский! – какой титанический груз», – потому что каждый является жертвователем ради каждого. Есенин готовит себя в искупительную жертву с молодости, по множеству его стихов это ясно и доказуемо. Поэт знает, ЧТО он обязан сделать, готов к этому, но чисто по‑человечески хочет пожить подольше, конечно. Постепенно его буйное бесстрашие переходит в смирение мудреца, в простоту юродивого.

Сергей знал, что простой – это стоящий пред Небом без посредников: власти и клира. Простой – это человек в сиянии гимнов Матери Сырой Земле. Простота – она без изъяна в отличие от убогости. К убогим, душевным калекам, Есенин абсолютно беспощаден, как беспощаден пахарь к дармоедам. Кстати, эта беспощадность крестьянства к паразитам и обеспечила победу ленинской революции. Кем бы ни были коммунисты, но бездельниками их назвать нельзя. Марксизм чужд, инороден, но и местные выродившиеся, живущие в иной культуре, говорящие на чужих языках толстовские и чеховские дегенераты – скисшие «сливки» общества – невыносимы. Крестьяне из большевиков и сгнившего дворянства выбрали первых.

Безусловно, никакой из человеческих выборов на Земле не может быть абсолютным, кроме выбора смерти. Но на всё можно прищурить глаза:

Если голоден ты – будешь 

сытым.

Коль несчастен – то весел и рад.

Только лишь не гляди 

открыто…

Так говорил поэт. В этом его отношение к новой власти, о котором спорят критики. Он не выбирал новое – он отверг старое, ставшее неприемлемым.

Можно было Есенину с его талантом спокойно и безопасно писать одни только милые песни свои, за которые его любят все, и умереть году в 1968, не дожив двух лет до юбилея. Глядишь, Державный Гимн вместо Михалкова написал бы, курировал бы всю литературу советского села. Но Есенин по предназначению стоял выше литературной номенклатуры, он нес голос 95% населения огромной аграрной страны.

Тут с ним не вровень никто. Большинство прославленных гениев эпохи являлись по своему внутреннему наполнению исповедниками не русской, а западной культуры, с ее ансамблем отличительных признаков сознания, короче – убогим менталитетом. В российском исполнении культура Запада всегда вторична, плагиативна. Дело не в стихотворных формах и метафорах, а в мышлении и бытовании индивидов. Так чувствовала та часть народа, от которой Есенин и выдвинут поединщиком.

Сергей Александрович Есенин в яркой, четкой, интересной картинке своих творений прятал образы древнейшие, архетипные, за картинкой прятал слова, а за звуками смысл. Этот способ изложения мысли очень старый, подобным методом даже Ветхий Завет написан, тем более все написанное до него. Или не записанное, а передаваемое изустно тысячелетиями.

Путь каждого человека, а тем паче поэта, есть учеба. Учеба начинается с младших классов, где приемы образования всем понятны, а заканчиваться может такими высокими школами и воздействиями, что ступени образования приходится обозначать соответствующими терминами, например, такими как «инициация», или «посвящение». Кривиться тут нечего, люди придумывают термины, чтобы ими обозначать существующую данность.

Перейдем к литературе. Все знают стихотворение Пушкина «Пророк». В нем описан обряд передачи сверхспособностей при посвящении, в результате чего поэт становится пророком. Желающие могут прочитать, там процесс описан последовательно. С Александром Сергеевичем все ясно: он из знатной семьи, знал много, учился в закрытых от народа заведениях, во всяких тайных обществах состоял. А вот откуда у деревенского Есенина четко изложенный опыт подобной инициации?

Вот как это происходит у Сергея Александровича:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза,

Кто‑то тайный, 

тихим светом

Напоил мои глаза.

Первые две строки рисуют направленное воздействие мощных сил природы для определенной цели – «напоить глаза» поэта знанием света или влить в ученика свет знания, то есть как у Пушкина: «Поэт… виждь и внемли!»

«Кто‑то тайный», в данном случае отнюдь не ветхозаветный бог, но все равно имя его нельзя произносить, привлекает силы природы для решения задачи. И учение было не напрасным – ученик усвоил материал.

С чьей‑то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле.

Герой стихотворения стремился в прекрасную, нездешнюю землю. Земля эта, конечно, не является ни одной из известных реальных стран. Это сокрытая, потаенная земля – может, Беловодье, а может, Лукоморье. Путь в эту страну – цель жизни. Он хотел туда – в покой и праведность. Но Кто‑то ласково, но твердо велел «отгрустить» по этой мечте. Он велел поэту оставаться среди современного бардака для служения заданной цели. Причем звучащий в стихотворении вешний мотив обещает воскрешение, жизнь вечную.

Не гнетет немая млечность,

Не тревожит звездный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг.

После того как поэт прозрел, он стал Пророком, ему было открыто устройство вселенной, ученические страхи прошли. Только поняв свое место в этой вселенной, можно по‑настоящему заниматься земными делами. А именно ими и придется заниматься впредь.

Великая формула: «Что сверху, то и снизу» – полюбить вечный мир, как малую родину. Служение поэту определено.

Все в них благостно и свято,

Все тревожное светло.

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло.

Так вот она, заповедная земля, практически град Китеж – русская Шамбала! Даже тревога там и та светлая. И земля эта не за тридевять морей, а родная община. Но гармония жизни нарушена, и Есенин пишет мрачную красно‑синюю картину: тут и пожар заката, и хрупкое стекло озера, из которого не напиться, и опиум забвения – рдяный мак, – сон, из которого уже не вернуться. Именно от этого мрака и должен спасти Пророк народ свой, растворив во мраке себя, – избыть мрак собою. Жизнь пока еще прекрасна, но уже ненадолго, и поэт, зная это, готовится.

Для сохранения души община должна пожертвовать хлебом или плотью. Хлеба полно, но без него – голод и смерть! И вот уже идет к своей Голгофе крестьянский Мессия, чтоб веселие села продолжалось.

И невольно в море хлеба

Рвется образ с языка:

Отелившееся небо

Лижет красного телка.

Стихотворение датировано 1917 годом. Красный телок – это революция? Но мы же помним, что приходу Мессии должны соответствовать специальные жертвенные красные коровы. Телок скоро, очень скоро вырастет. Посвященный поэт стал Пророком, он становится жертвователем и жертвой за свой народ. Так построена вселенная. В стихотворении, как мы видим, нет ни одного лишнего слова, ни одного слова просто так.

Если мы знаем, для чего мы идем, – мы идем верно.

«Не важно, как окончится наш путь, – главное, как мы по нему пройдем».

«Если идешь в Шамбалу правильным путем, Шамбала встает за твоей спиной!»

Александр Сергеевич Пушкин гениален, потому что талант, получив блестящее образование и прикладывая труд, становится гением.

Зеркальны имена двух поэтов – зеркален и опыт их.

Сергей Александрович Есенин – гений урожденный, он – божественен. Божественно его слово.

При чем здесь властители? К слову. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1262
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
798
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1530
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1479

Другие новости