Всеволод Емелин. Крайние песни. – М.: Фаланстер, 2019. – 148 с. |
Всеволод Емелин – один из лучших поэтов в современной России. Но он еще и плотник. Плотник в храме Успения на Успенском вражке (в Газетном переулке).
«Я – паренек заводской, фабричный», – говорит о себе Емелин в одном интервью. Детство «заводского» поэта прошло в окрестности почившего в бозе завода «Каучук»:
Здесь мне шел двенадцатый
год,
Здесь ходил я сдавать мочу.
Стадион «Буревестник» вот,
Рядом с ним ДК «Каучук».
Впрочем, «паренек заводской, фабричный» – скорее фигура речи. Евгения Вежлян в свое время развенчала «рабочего паренька»: «Емелин – тонкий стилизатор и знаток поэзии. Он играет роль простого рабочего, пишущего понятные народу стихи».
Между тем Емелин – выпускник Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, он работал в геологических партиях даже на самом что ни на есть Крайнем Севере, за полярным кругом. О работе в тундре вспоминает поэт и в своей новой книге:
Каждый алкоголик
расскажет вам,
Что пьет, так как жизнь
несправедлива.
У Володьки в Харпе зарезали
младшего брата.
И поэтому лилась рекой водка ишимского разлива.
И далее:
В голове шевелились мысли
о жизни иной:
Уволюсь, уеду в Москву
от этой жути.
А вы видали, как тундра
цветет весной?
Плотник Емелин пишет свои стихи с иронией, с воспоминаниями о классиках («Клеветникам РФ», «Подражание Маяковскому»). Есть и парафраз на тему Высоцкого. Пишет с аллюзиями к анналам диссидентского движения в СССР («Хроника текущих событий»).
В новой книге поэт говорит о ключевых событиях русской жизни – от литературных будней («К событиям в Российском ПЕН‑центре») до президентских выборов. Выборы – отдельная тема: «Грудинину», «Грудинину‑2», «За Собчак», «За Собчак – 2», «За явку», «К началу президентской кампании Ксении Анатольевны Собчак», «Выборы, выборы...».
И, наконец, о мундиале на фоне пенсионной реформы:
Как в Москве на мундиале
Собирались звезды,
Работягам поднимали
Пенсионный возраст.
Ирония в текстах Емелина настолько тонка, что зачастую сталкивает читателей разных сексуальных, простите, разных политических ориентаций. Особенно в тех же пролетарских кварталах за пределами Садового кольца.
Помню, в 2007 году в Интернете Герман Лукомников писал о Емелине так: «Емелин именно тем и интересен, что в лучших его вещах непонятно: ирония это или серьезно. Ирония и серьезность у него – как две стороны ленты Мёбиуса: вроде две, а на самом деле одна. Это отличает его от иронистов типа Иртеньева, с которым его иногда совершенно напрасно сравнивают, и роднит с лириками типа меня или Мирослава Немирова».
Основатель «ОсумБеза» Мирослав Немиров тогда еще был жив.
В этом году вечно юный, веселый поэт отпраздновал свое 60-летие. Но пенсии, несмотря на тяжелую работу на Крайнем Севере, Емелин так и не дождался. Этот эпизод, конечно же, вошел в новую книгу поэта:
Среди столицы благолепной,
Сжимая ветхую суму,
Стоит шестидесятилетний.
Верните пенсию ему!
комментарии(0)