Юрий Иванов‑Скобарь. Годовые кольца: Стихи. – [б.м.]: Издательские решения, 2019. – 46 с. |
…Я редко влюблялся
и честно любил,
разлука – крушенье надежд…
Но каждое лето я в сад
выходил
в доспехах рабочих одежд.
Отсюда и название нового сборника стихов Юрия Иванова‑Скобаря имеет естественно‑природный характер – «Годовые кольца». Стихи нарастают от года к году, вбирая в себя впечатления, переживания, картины сельской жизни, храня внутри своих колец основу характера и устойчивость мировоззрения поэта, который за повседневными трудами привычно вслушивается в тишину:
нежданный стук в дверь
любовь?
судьба?
смерть?
угадай с одного раза
другого может и не быть.
Нельзя сказать, что погружение в российскую глубинку вовсе отрывает человека от общения с собратьями по перу. Наше время дает возможность диалога в безграничной атмосфере Интернета, но все же книга – объект материальный, и слово материализуется в ней. Не все подвластно Интернету, оперирующему лишь виртуальными образами и понятиями. И единственным реальным контактом для отшельника является феерия литературных фестивалей, которые проходят в летнее время в России и сопредельных ей дружественных странах, создавая краткосрочные, но ценные творческие связи, позволяя обменяться новыми книгами, заявить о себе, читая стихи перед реальными слушателями, – блеснуть новыми годовыми кольцами, отозваться впечатлениями в новых стихах:
Святая София парит
над рекой
Франциска Скорины
вальяжен бульвар
студент на скамейке уткнулся
в смартфон
скучает без дела вождя
монумент
под солнцем проста
перекличка эпох.
Книга имеет три раздела: «Вечер», «Гравюры», «Багажная полка», в каждом из которых свое настроение. И если в первых двух собраны новые стихи, то на «Багажной полке» хранится избранное из ранее изданной книги «Хронология обстоятельств» (2010). Такое соединение при сопоставлении дает неожиданный автобиографический эффект, показывает, как за истекшие 10 лет изменилось авторское лицо поэта – его голос, взгляд, слог. Кроме того, изменился и состав объектов его поэтического отклика. Если в ранней книге преобладали рифмованные стихи, то в новой книге приоритет дан стиху свободному. Если в первой книге внимание сосредоточено на социальной стороне жизни, отражено в портретах и характерах людей, то в новой оно все более сосредотачивается на природной составляющей – пейзажах и событиях неторопливого сельского бытия.
зима
темнота
постоянство Полярной звезды
путь далек
только три фонаря на пути
тишина
словно времени не существует
то мерещится что вот сейчас
лавой татаро‑монголы
ворвутся в село
или выскочат волки навстречу
сволочи воют в окрестных
лесах.
Раздел, соединивший в себе пейзажные зарисовки, отражающие смену времен года, а с ними смену поэтического настроения, назван «Гравюры». Отчетливость. Точность линий. Прозрачность красок. Чувствуются философская наблюдательность, созерцательность, свойственная японской поэзии. Недаром в этом разделе размещены и три классические танка.
черны полыньи
плещутся кряквы в воде
таится лиса
раскинула сеть следов
от берега к берегу.
Десятилетие отделяет нынешнюю книгу от предыдущей. Для кого‑то 10 лет могут пройти незаметно, не отразившись на творчестве, не внеся изменений в единожды сложившиеся представления о правильности и выразительности, а для кого‑то, наоборот, 10 лет созерцания оборачиваются открытиями, озарениями, даже просветлениями, обнаруживают художественную глубину в привычном и обыденном. Именно такое преображение показывают годовые кольца небольшой, но весомой поэтической книги поэта Юрия Иванова‑Скобаря.
комментарии(0)