С водой мы заодно! Константин Маковский. Русалки. 1879. Русский музей
Видно, что-то поэта задело. Александр Орлов заметно радикализировал свое высказывание. Новый сборник он не стесняется начинать мощно – и посвящением, и содержанием – Федору Николаевичу Глинке: «Мощны, дремучи, непрерывны/ Господствуют вокруг леса…» Тревожное обещание быстро исполняется: перед нами сборник-путешествие, родившийся из поездки поэта по местам жизни его предков – Смоленщине. Епифань – название места, в котором находилась родовая усадьба. С греческого – Богоявление, в современном смысле – явление Троицы, Бога в его полноте. Это важное, определяющее откровение. Стихи первой части сборника посвящены прадедам – представляя свой сборник в Читательском клубе магазина «Православная книга» на Погодинской, Александр Орлов среди прочего высказал два тезиса. «Проехав на машине по провинции, я ужаснулся: как же мало мы знаем о своей земле и как искажены те знания, которые у нас есть… К февралю 1942 года ни одного из моих прадедов не осталось в живых». Погибли во время репрессий и в начале Великой Отечественной войны. Там, где было ухоженное хозяйство, растут травы в человеческий рост и выше. Это столкновение с исчезнувшим прошлым, по-видимому, стало шоком, выразившимся в слишком прямых для Александра Орлова образах, необычно резких сравнениях. Это изменение видно даже не по отношению к предыдущим книгам, а внутри новой. Поэма «Смоляне», ее первая часть «Барин», посвященная Павлу Епифановичу Орлову, – еще один источник названия книги, начинается в трагическом, безысходном настроении:
Фуражка конвоира сбилась
набок,
И прадед вдруг задел ногой
ведро,
И защемило чуткое нутро,
И раскатились
три десятка яблок.
И были скороспелые плоды
Так зелены, коричневы,
пунцовы,
В семье к аресту были
не готовы,
Но прадеда шаги всегда
тверды…
Уже в стихотворении «Раскулачка» автор начинает жестко сопротивляться, применяя едва ли не бранные эпитеты:
Скуловороты в сатанинских
кожах,
В недавнем прошлом пьянь
и голытьба,
С отметкой беса на оплывших
рожах,
С посмертной вонью
алого клопа
Соединялись красномордой
цепью
И спорили, кому поджечь
амбар,
И становилось радостно
отребью,
И по земле пополз
кровавый пар…
Александр Орлов. Епифань. – М.: Азбуковник, 2018. – 96 с. |
Вторя часть, вроде бы лирическая, столь же эмоционально сильна. Современные стихи, в определенной степени отдающие символизмом, обычно ориентированы на рынок, на удовлетворение репрессивного потребления. Александр Орлов, хоть и по-своему, вытаскивает лирику из этого болота. Его образы обращены к славянской мифологии, «Полудница», как в названии стихотворения, она же ржица – русалка, в определенное время года выходящая из вод на ловлю крестьянских парней:
В жаркой дали
у разрушенных будок,
Где дозревают в суслонах
снопы,
Нет ни единой заметной
тропы,
Есть только я,
потерявший рассудок,
Ржавый комбайн
да электростолбы.
В платье прозрачном
грудастая ржица
Расхохоталась и бросилась
в пляс.
Полдень, испарина,
жатвенный час –
Мне бы сбежать,
окунуться, напиться
Или найти
перетоптанный лаз…
Пятистишия четырехстопного дактиля отражают концептуальное решение – плясовой ритм русалки и скованность героя, спасенье в небесном раскате – эхо Сологуба… В стихотворении «Хозяин вод» при желании усматривается влияние Байрона и Лермонтова:
Откладывал я встречу
на потом,
Все брезговал, казался мне
он жалок,
Он был похож на сальный
оковалок,
Который перепончатым
хвостом
Гонял по дну смеющихся
русалок.
Ты, повелитель рыб и водяниц,
Утопленниц, кикимор
и кувшинок,
Ответь мне – твой
проигран поединок –
Ты просто тьма,
насельник небылиц,
Живой пузырь из тысячи
дождинок.
Заблеял он: «С водой мы
заодно!
Меня ласкают вымокшие
души.
А ты иди, найди любовь
на суше».
И обратился в мшистое
бревно,
Похожее на отруб козьей
туши.
Во внешнем, почти прямо социальном контуре сборника Александра Орлова начинают действовать эстетические закономерности, тесно переплетенные, впрочем, с мифологией, историей и судьбами, художественными влияниями, в незначительной мере иноземными, и культурой как таковой. Долг предкам, как мог, автор оплатил.
комментарии(0)