Сергей Белорусец. СТИХИТ-ПАРАД. – М.: Издательский сервис, 2018. – 440 с. |
Сборник Сергея Белорусца с подзаголовком «Игрослов, азбуковедник, загадочник» включает в себя притчи, анаграммы, скороговорки, омонимы, акростихи, считалки и еще много чего интересного. Тесновато сверстанная книга буквально лопается от превосходных взросло-детских стихов. В этой фразе – попытка описать феномен Сергея Белорусца. Автор – образец (редкий) писателя, сочетающего в себе исключительную плодовитость с высочайшей техникой и неистощимой фантазией. Мне Белорусец напоминает фокусника, нескончаемо извлекающего из цилиндра голубей дюжинами, шелковые платки десятками, связки шариков, торты с зажженными свечами и все-все-все, причем все это первой свежести и отличнейшего качества. Или – факира из считалки его собственного, белорусцевского, производства:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си –
Такса едет на такси.
Вместе с нею – три кота
И мышей не больше ста...
А еще – факир Петров
Да полтыщи комаров...
Кто приехал – выходи!
Ты – водитель? Так води!..
Литциркач широкого профиля, Сергей Белорусец жонглирует словами и буквами в них, и каждое слово, каждую букву подхватывает и ставит, куда сочтет нужным. В результате бесконечных авторских перестановок возникают новые смыслы, иные значения. Эта увлекательная игра и вправду производит впечатление чуда:
Есть пианино в доме, но
На нем играют в домино...
Или вот:
Я исключила макароны
из меню,
А шоколадкам ни за что
не изменю...
И вот такое:
С девяти до десяти
Буду «Вести» я вести...
Речь штопора: – Ну что, пора?.. Рисунок Александра Лаврухина |
По книге можно водить экскурсии, так она многопланова. При экономном использовании ее может хватить на год чтения. Более того, «СТИХИТ-ПАРАД» можно растянуть на все детство, начиная с младшей группы (название начального раздела книги), и еще на взрослость стихов останется: в любом недетском возрасте они просто эстетически порадуют, пригодятся культурой речевой игры, кульбитами слов и смыслов.
Речь штопора:
– Ну что, пора?..
В книге есть нежный и мудрый раздел грустиший и тихотворений. Что кажется мне новаторством в детской литературе: разработка темы грусти и печали. Тонко, умно, не уходя в дидактику. Смотрите, например:
Плакать – погодим
Боли переборем.
Горе объегорим.
Беды победим.
Прочь поворотим
Прочие печали…
Начали! Вначале
Плакать погодим!..
Или вот такое, стоическое:
Брат опять рисовал на обоях.
Папа снова ругал нас обоих!..
Или щемящее:
На улице темно
(Из неба тьма берется…)
Уходит Мама, но
Она всегда вернется!
Остро-взрослое:
Прицепилась
Нить
К Игле:
– Как дела?
– Зашиваюсь! –
Уколола
Игла...
Каждый раздел книжки сопровождает небольшое предисловие автора, написанное с тем же игриво-игровым сдержанным изяществом, но прозой. Предисловия функциональны, они играют вдобавок роль комментариев.
Раздел «Сами о себе» имеет расшифровку: говорящие вещи, пищи, а также к ним примкнувшие. В этом чрезвычайно насыщенном разделе есть и коротенькая кухонная поэма, или длинное, в четырех частях стихотворение. Мне она увиделась приветом классикам детской отечественной поэзии. Схожей темой отозвалось михалковское «и суп овощной оказался не плох», живостью и радостью словесной игры вспомнился Заходер, закопченный чайник и грызня Батона с Сухарем – аллюзии к Чуковскому...
комментарии(0)