0
3408
Газета Поэзия Печатная версия

27.12.2018 00:01:00

Под землей кроты и мамонты

Физиологические и сюрреалистические лики смерти

Тэги: поэзия, смерть, графика, сюрреализм, облака, русский букер, нонконформизм, кроты, мамонты, парадоксы, философия, кладбище


48-13-11_t.jpg
Не угадать, в каком облике она явится.
Иллюстрация из книги

На одном из вечеров литературной студии «Московский диван» прошел вечер под названием «Некрологика», на котором поэты Михаил Квадратов, Елена Семенова и Андрей Чемоданов читали стихи о смерти и о бренности существования. А поскольку формат студии подразумевает не только чтения, но и дискуссии, то состоялся и интересный, разнообразный, даже шокирующий разговор, где смерть представала во всех своих ликах – грязном физиологическом, философском онтологическом, нелепом и парадоксальном. А несколько позже с подачи поэта, прозаика, издателя Владимира Пряхина получился сборник, в который вошли стихи, прочитанные на вечере, и не только. А оформила книжечку, нарисовав иллюстрации непосредственно к стихам каждого автора, художник, прозаик, лауреат премии «Нонконформизм» и «Русский Букер» Александра Николаенко.



48-13-1_t.jpg
Михаил Квадратов, Елена
Семенова, Андрей
Чемоданов: Стихи.
Александра Николаенко:
Графика. Некрологика/
Предисл. Е. Семеновой.
– Тула:
ИП Пряхин В.К., 2018.
– 56 с.

«Тучи клоками, комком горизонт,/ Небо в овраге:/ Как нам писать здесь?! – Длинной слезой/ В сметной бумаге», – размышляет Семенова, и на графическом рисунке Николаенко, сопровождающем стихотворение, трогательная девочка в беретке поливает из лейки всплывающие хлопья облаков. На другой иллюстрации котенок глядит в окно на тропку, которая взлетающими штришками птиц ведет в небо: «Встретимся завтра, на ранней звезде/ Сбросив в траву чешую оболочек./ В небе, на странноприимном холсте,/ Нам заготовлено множество точек». Да, вот они, точки. Дальше наиболее сюрреалистическая (в тон рисункам) подборка Квадратова, где из стихотворения «розмари» («лопнет электрическая нитка/ подрожит немного и внутри/ задохнется пленная улитка/ старая улитка розмари») вырастает образ улитки с домиком-черепом. А строки «створы черные распахнуты/ на три дня/ под землей кроты и мамонты/ ждут меня» выводят на рельсы, по которым поезд утекает под черный громадный остов доисторического животного. В стихах Чемоданова инфернальная жуть («сядь и землю из кроссовка высыпи/ о каблук окурок потуши/ мертвецов пропущенные вызовы/ шевельнутся в глубине души») переплетается с черным юмором и реалиями поколения: «собирали жувачные вкладыши/ не хотели делиться на нуль/ самолет пролетает над кладбищем/ ты тихонько ему подмигнул». А на картине Николаенко – да, самолет над кладбищем, только кресты – на летящих облачках. В общем, мрачновато, конечно, но стихи о смерти часто бывают наиболее искренними и – как бы минус на минус – дают плюс, энергию и силу к жизни.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
1638
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
1582
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
1813
Литературное время лучше обычного

Литературное время лучше обычного

Марианна Власова

В Москве вручили премию имени Фазиля Искандера

0
324

Другие новости