Пчелы возятся с тенью цветочной. Исаак Левитан. Пчельник. 1880-е. Частное собрание
Один из самых сложных литературных жанров, пожалуй, трагикомический. Вызвать у читателя грустную улыбку, оставить на сердце светлую печаль, разбавленную здоровой толикой юмора, – с этой задачей справиться очень непросто, и чтобы взяться за нее, надо набраться смелости. Автор поэтического сборника «Галлюцинариум» Изяслав Винтерман как раз из таких. Трагикомические нотки звучат во многих его стихотворениях, смешивая забавное с драматичным, низменное – с возвышенным, повседневное – с трансцендентным. И, что действительно подкупает, автор не страдает претенциозностью, умело и к месту подтрунивая над самим собой:
Пока ты пишешь, мир идет
ко дну.
Не забывай о месте и о мере
волшебных строк
(не нужных никому)
в неповторимой
авторской манере.
Стихи в сборнике отличаются авангардностью. Здесь много смутных, если не сказать сюрреалистичных образов, и название книги – «Галлюцинариум» – достаточно точно отображает ее содержание. Мы как будто немного погружаемся в сон – сон, который снится автору. В то же время многие из этих образов воспринимаются на интуитивном уровне и по сути весьма точны. «На опушке пустыни колеблется дом./ Пчелы возятся с тенью цветочной…», и вот мы уже ощущаем атмосферу зноя, исходящего от разогретой земли дрожащими струями воздуха, и в них в отдалении колеблются строения и предметы. А вот немного о любви:
Изяслав Винтерман. Галлюцинариум.
– М.: Воймега, 2017. – 802 с. |
Заливая все пазухи, все этажи,
изгибаясь в какой-нибудь
форме,
солнце вплавлено в женщину –
мне с нею жить
и поддерживать линии
в норме.
Так я не изогнусь,
так я не поплыву.
И, сходя с каждой солнца
ступени,
как с ума, – не захочется
августу-льву
рвать на части
меня постепенно…
Сюрреалистическая подача позволяет сконцентрироваться на настроении, подсознательных ощущениях автора. В своих стихах Изяслав Винтерман большое внимание уделяет деталям окружающего мира, искажая их и преобразуя в галлюцинацию в своей «неповторимой авторской манере». И каждый раз мы ловим настроение и им проникаемся:
Серый дым на голых ветках,
облака – дымы.
Ветер клочьями на веках –
веки подыми!
Не давай свои советы –
вспышками дугой.
Только холод нам и светит,
греет свет другой:
в бледных искрах,
синим снегом –
нет такой зимы…
Разомкнув объятья с небом,
выпадем людьми.
Приведенное стихотворение – это как раз тот случай, когда обыденность соединяется у автора с трансцендентностью. Размышляя о конечности бытия, человек приходит к теме перерождения, момента соединения с небом, из которого он однажды вышел и из которого, возможно, вновь «выпадет человеком». Так ли это? Кто знает…
комментарии(0)