Галина Щербова. Вылитая пятница. Стихи. – Ижевск: Алкид. – 2017. – 102 с. |
Поэзия Галины Щербовой – негромкая, нешумная, непафосная. Она задумчивая и тихая. Может быть, потому что Галина еще и тонкий прозаик, и яркий эссеист. То есть, по сути, философ. Опять же не шумный и не пафосный, а тихий, бытовой. Она словно поднимает бытовые зарисовки на высоту мировых обобщений.
Жизнь – это снег, растаявший
на лицах,
теплом слезы упавшей
на пальто.
И пусть она всего мгновенье
длится
и по сравненью с вечностью
ничто, –
лишь полигон конфликта
и контраста,
в суровой клетке метров
и часов,
мороз огня, звенящий жаром
наста,
сплав противоположных
полюсов…
Есть в этих стихах и настроение, и парадокс. Есть неожиданный поворот.
С особой трогательностью поэтесса относится к жизненным мелочам. На первый взгляд кажется, это пустяк, но из таких пустяков складывается человеческая жизнь. Иногда кажется, что то или иное стихотворение напоминает легкий эскиз, быстрый набросок, а присмотришься – это многоплановое полотно.
Татуировка солнца
на сетчатке.
Пространство добела
накалено.
Купить в июле зимние
перчатки –
безумие иль подвиг – все одно.
Но в декабре – нечаянная
радость
от этой непредвиденной
игры –
здесь в каждом пальце
чувствуется градус
июльской нерастраченной
жары.
Кроме регулярных, рифмованных стихов есть и белые, без знаков препинания. В них больше парадокса, но не меньше наблюдательности. Вот пример:
нет никакой необходимости
беспокоиться о том
как ты некрасиво надел
некрасивую вещь.
Или еще:
Жить в свое удовольствие
это делать то
что хочется
до тех пор
пока не захочется чего-нибудь
еще.
В книге четыре раздела: «Любовь к стихам», «Вдоль побережья», «Коллекция снов» и «Электричка листает станции». По сути, это четыре небольшие книжечки. Первая построена по принципу «Избранного», а три последующих – самостоятельные стихотворные циклы, объединенные общим настроением и тональностью.
«Вдоль побережья» –
поэтическое подношение
водной стихии.
Волны изнемождённой сонный
ропот.
Ее неотразимому гипнозу
сдались, превысив солнечную
дозу,
дух, воля, здравый смысл,
житейский опыт…
С этим циклом стихотворений Галина Щербова в прошлом году победила на конкурсе «Лого-рифм». Наградой стала эта книга.
Совершенно отдельный и ни на что не похожий раздел «Коллекция снов». Это самые настоящие зарифмованные сны. Это настоящая сновидческая магия. Поэтесса приглашает читателя на экскурсию в свои сны. И читатель чувствует себя Алисой в Стране чудес, видит эту реальность сна, этот причудливый мир, похожий на тот, в котором мы живем, но неуловимо отличающийся от него. Есть здесь и светлые, легкие сны, есть и страшные.
Безлюден был город,
отдавшийся оцепененью.
Вверху за карнизами что-то
в безмолвии зрело.
И пропасти улиц чернели
безжизненной тенью,
И стены, как скалы, смыкаясь,
давили на тело.
Какие-то строки невольно заставляют вспомнить такие же сновидческие кинокартины Андрея Тарковского и стихи его отца – Арсения. К этим двум художникам у Галины Щербовой явно особое отношение.
Мальчик спит. Долгий сон
отражается в люстре.
Мать тихонько войдет
и с тревогой глядит.
Зимний день накалился
спиралью предчувствий.
Что же с ним? Заболел?
Подождать? Разбудить?
Завершается цикл совсем магическим текстом «Детский сон»:
В пространстве цвета чая
с молоком
дороги синусоида повисла
безмерностью непознанного
смысла,
смутив сиянье прахом
и песком…
И это действительно коллекция, собранная за довольно длительный период – стихи датированы разными годами и десятилетиями. Под некоторыми две даты – поэтесса возвращалась к важной для нее теме на новом витке мастерства.
Последний раздел книги – своеобразный поэтический путевой дневник. «Углич», «Вдоль Северной Двины», «Рязанщина», «Смоленское дворянство» и т.д.
Сборник предстает хорошо построенным единым произведением, в котором частички наблюдений, умозаключений, чувств, ощущений складываются в цельную картину.
комментарии(0)