Что делать колокольчику в преддверии тотальной косьбы? Остаться колокольчиком и встретить неизбежное… Григорий Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887. Русский музей
Читатели, знакомые с поэзией Елизаветы Дейк, знают (с ее же слов), сколь важным для ее обращения к поэтическому творчеству было знакомство с Борисом Слуцким, самым боевым в поколении, попавшем на фронт Великой Отечественной войны.
Тем интереснее тема фронта в осознании поколения, того фронта по возрасту не заставшего.
Фронта нет. Но есть война. В каждом движении души. Именно та война, огромная, смертельная, великая.
Пейзажи в стихах Дейк – не фронтовые. Хотя место действия может оказаться и недалеко от тех кровавых рубежей. Особенно если в сознании оживет родной Киев. Или Щурово – «детство вольное в части воинской». А потом – и «лагерные зоны» Коврова (лагерные – по-студенчески: в тех местах университетские призывники проходили обкатку, я это помню по собственным каникулярным призывам).
Елизавета Дейк. Соты. – М.: Академика, 2017. – 320 с. |
Именно эти «нефронтовые» места стали родными для Елизаветы Дейк.
Что в сознании?
Разом страна от двух бед –
на дыбы:
Войн – мировой и гражданской.
Не было дома, семьи иль избы,
Смертной не меченых лаской…
И дальше – строки, поразительные по лирическому чувству, действующему «скачком через реальность»:
Черные годы разрухи
несли
Голод, недуги, разлуки…
Милая бабушка, скольких
спасли
Ваши точеные руки!
Как же военное время должно было пройтись по рукам бабушки (хирурга) …
Иногда Елизавета Дейк опирается на всемирно признанные образцы (псалмы Давида, веками проверенные).
Иногда – подобно рачительной пчеле-медовухе – очерчивает реальность равномерно-продуманным кольцом ячеек, в которых хранится дорогое.
Иногда (и это мне ближе всего) она вместе с памятливыми сверстниками созерцает небесный свод, с которого светят созвездия.
В их рисунках – загадки,
не имеющие разгадок:
Но РАК торжественным
клешнепожатьем
Понять мне даст, что с ним
давно мы братья;
От ВЕГИ будет веять
утешеньем,
А МАЛЫЙ ПЕС лизнет мне
нежно руку.
Я выстелю, чтобы шуршал,
как дома,
Весь Млечный Путь осеннею
листвою,
И мыслью – и печальной,
и простою,
Словно слепец – поводырем, –
ведома,
Замру: изба, на окнах вязь
резная
И крыши угол,
трогательно-острый…
Узоры звезд будут зажигаться в небе, но другие: «Кассиопея – вверх холмами и Млечный Путь – крутой дугой…» Узоры – другие. А испытания, риски и беды – такие же…
Так что встретишь предмет
– не трогай,
Обходи десятой дорогой!
Безобиден он только с виду
То ли гриб, то ли знак,
то ли идол.
Не смотри, что он столь
невзрачен –
Мы еще от него поплачем.
Поплачем. Но – выдержим! Ибо такова истина в реальности: она – «в крови и горечи».
Травы спешат вырасти «до гула косьбы». И люди спешат.
И тут – поразительная реплика памятливого из людей:
«Пригнитесь, – сказал колокольчик травинкам – косари идут».
Что делать колокольчику в преддверии тотальной косьбы? Стать травинкой, как все? Или остаться колокольчиком и встретить неизбежное? То есть героически погибнуть…
Муравьишка испуганный
В банке падает, падает…
Опустила травинку.
Выбрался, побежал радостно.
Не пожалей, Господи, и для
меня соломинки!
Как распознать спасительную соломинку в ворохе скашиваемой травы? Как понять, где твое счастье?
«Счастье – кленовый листок на ладони в бурю».
Спасение – не в загадках звездного неба. Спасение – в готовности выдержать неизбежное. Понять, ТВОЯ ли это дорога.
Мне в утешенье сельская
дорога.
По ней всегда мой путь
к самой себе.
Ну, вот и домик об одной
трубе.
Все хорошо. И слава богу.
Домик – ковровской деревне.
Спасение – в готовности принять судьбу. Какая выпадет.
Судьба – личности.
Судьба – человечества в непредсказуемую эпоху глобальных перемен.
Судьба – мироздания, неизвестно откуда взявшегося и неизвестно куда летящего.
Елизавета Дейк всматривается в листок:
Резкий холодный ветер.
Дерево с одним листом.
Кто за кого держится?
Что тебе ответит
«один лист»?.. Оживет ли он
от твоей веры?
А ты – от его естества?
За что держаться?
За то, на что хватит сил.
комментарии(0)