Иносказание или ясность высказывания? Николай Тархов. Солнце с радугой. 1905. Музей современного искусства «Пти-Пале», Женева
Антология «Современная русская поэзия в зеркале литературных премий 2001–2017» имеет как минимум два явных преимущества перед большинством аналогичных изданий. Во-первых, радует, что все 45 авторов, помещенные в антологию, представлены объемными подборками – 12–14 страниц. Во-вторых, опубликованные стихотворения – произведения последних лет, то есть составители, поэт, переводчик Алена Каримова и критик Елена Погорелая, не стали брать на себя тягостную миссию представлять разные периоды творчества каждого поэта в одной книге, оставив читателю право выбора – знакомиться с автором подробнее или ограничиться имеющимися текстами.
Между тем творчество вообще и поэтическое творчество в особенности очень часто трансформируется: если, например, о кардинальной смене манеры Алексея Цветкова знают многие любители современной поэзии, то специфика изменения письма некоторых не менее популярных авторов требует отдельного и обстоятельного разговора. Так, стихотворения, вошедшие в два последних по времени сборника Михаила Айзенберга «Справки и танцы» и «Скажешь зима», резко отличаются от предыдущих текстов этого автора. С одной стороны, никуда не делся необычный «смещенный» ракурс в стихах Айзенберга, переворачивающий привычные вещи, наделяющий подлинной жизнью природу и быт. С другой – плотность стиха возросла до предела, слова стали жестче, «помутившийся воздух» этих произведений сдвинул чашу весов между иносказанием и прямотой в сторону ясности высказывания. Одним словом, «останутся от этих дней/ карманы, полные камней,/ что бросить духу не хватило».
Современная русская поэзия в зеркале литературных премий 2001–2017: Антология / Сост. А. Каримова, Е. Погорелая. – М.: ОГИ, 2017. – 592 с. |
В книге присутствуют как стихи очень известных авторов – Сергея Гандлевского, Натальи Горбаневской, Максима Амелина, Бахыта Кенжеева, Тимура Кибирова, Олеси Николаевой, Олега Чухонцева, так и творчество тех, чьи имена менее на слуху, – Павла Чечёткина, Ирины Евса, Евгения Чигрина. При этом в подборках популярных авторов есть стихи, выбивающиеся из общего ряда и не позволяющие им быть монотонными: скажем, благостный тон текущего периода творчества Кенжеева «взрывает» суровое, сумрачное стихотворение, где привычная ирония поэта звучит зловеще: «Обнаженное время сквозь пальцы текло,/ и в квартире прокуренной было тепло,/ обязательной смерти назло». Верны христианскому подтексту Олеся Николаева и отчасти Юрий Кублановский, Светлана Кекова. Новое сколь свободное, столь и критичное творческое дыхание присутствует в стихах Олега Чухонцева, в этом году отметившего 80-летний юбилей и недавно завершившего новую книгу. Небольшой объем текстов Веры Павловой и Виктора Куллэ позволяет высказать самое сокровенное без разглагольствований и «воды». Хотя манера минимализма характерна больше для Павловой, но и у Куллэ наибольшее напряжение достигается именно в коротких текстах:
Солнце, как в исполинской
линзе,
преломляется в Невской
дельте.
Я любил тебя больше жизни.
Но, наверное, меньше смерти.
Уповал, как на Бога. Бог же
занят и не может
не мешкать.
Но любовь все же смерти
больше.
Хоть, случается, жизни
меньше.
Совсем иначе звучат стихотворения Анны Глазовой, Марианны Гейде, Анастасии Афанасьевой. Впитав и переработав в себе множество манер, их стихи вышли в особое измерение. Наиболее интересно читать Анну Глазову, под влиянием творчества позднего Мандельштама и Пауля Целана выстраивающую причудливые словесные конструкции, рожденные словно в процессе медитации: «Сколько воздуха в легких,/ выдыхаю песочный пузырь,/ и часы мне считают минуты».
Подробно рассмотреть произведения даже половины авторов из этой антологии в рамках газетной статьи не представляется возможным – слишком разные и даже противоположные у них творческие установки. В этом видится ощутимый плюс антологии: не настаивая на какой-то магистральной поэтической линии и не потакая определенному направлению, составители формируют объективную картину, знакомят читателя с разными, подчас сложными, не поддающимися чтению «с наскока» авторами, а значит, издательство и читателей можно поздравить с интересной, необычной книгой – еще одним кирпичиком в общую поэтическую кладку.
комментарии(0)