Алла Арцис. Зимородок. – М.: Ridero, 2017. – 200 с. |
Геральдические корни поэтического опыта Аллы Арцис прослеживаются от сотворения мира до узнаваемых исторических событий:
…А там – безудержная синь,
Шумят оливы, и пшеница
Сама родит: лишь зерна
кинь –
И колосится, колосится,
И пальмы зреют… и резон
Для заунывного рефрена:
Уже вещает Марк Катон
О разрушенье Карфагена.
Завет – навет – погром –
исход –
Код, отработанный веками:
Кто смерть посеет – тот
пожнет
Тяжелой славы жженый
камень.
Далее корни ее поэтики пересекают все границы просматриваемого времени и погружаются в современное мироустройство, которое ее и увлекает, и отпугивает одновременно:
На ковер из цветущего рапса,
На огни, что мелькают,
маня…
Из земного привычного
рабства,
Самолет, ты выводишь
меня…
…Опершись на могучие спины,
Спит земля, и видать с высоты,
Как качают ее исполины –
Черепахи, слоны и киты…
Примером отпугивания лирического героя может служить стихотворение «Улитка», состоящее из двух частей. В первой части ее лирическая героиня признается: «…Я майского меньше листка,/ Мне достаточно храма улитки».
А во второй части она осознает весь свой путь, который не вполне устраивает ее в силу того, что масштаб достигнутого не совсем тот. Обратите внимание на красоту слога, аллитерации, мерцающую игру мысли:
Едва плетется мой обоз
улиточный,
Хватаюсь я за торбу, за арбу,
Барон и раб, и весь мой труд
убыточный,
И весь мой скарб
на собственном горбу.
А ведь именно так может подумать каждый из нас, озираясь на пройденную жизнь. Такие стихи честны и не оправдывают позицию лирического героя, избравшего замкнутый мир храма улитки.
Андрей Платонов писал: «История идет по такому пути, что мысль все более развивается за счет чувства. И близко то время, когда сознание окончательно затмит всякое чувство в человеке, пол главным образом. Водворение царства сознания на месте теперешнего царства чувства – вот смысл приближающегося будущего».
На территории искусства свои закономерности, и житейская правота вынуждена уступать место правоте образности, лаконичности. Никто не будет выяснять причин возникновения произведения. Вы живете своей жизнью. Стихотворение – своей.
Слово, что было в начале,
Сгинуло в толще песков.
Как же Тебя величали:
Яхве, Аллах, Саваоф?
От обретенья скрижалей –
Вплоть до финала времен –
Славили и устрашали
Самым святым из имен.
Алла Арцис всю жизнь работала со словом. Знаю ее, молодого архитектора, взявшегося писать стихи, еще с доперестроечных времен. Разговор о работе над книгой возникал не однажды. И вот только теперь, мне думается, она справилась с поставленной задачей и смогла переломить ситуацию в пользу выхода к морю, то есть выхода к большой читательской аудитории. Но мало выйти к морю, надо еще поймать волну, чтобы быть на гребне всеобщего внимания. В современной жизни это само по себе маловероятно, но кто знает...
Да и смысл жизни ограничен вещественным началом, а потому сведен на нет. Такого человека надо срочно лечить поэзией, живописью, музыкой. Мы хорошо знаем, во что выливаются непомерное стяжательство и жажда бесконтрольной власти:
От сотворенья Вселенной
К пламени адских печей
Нас привели вдохновенно
В сладости пышных речей.
Так поэзию и надо воспринимать – на уровне поэзии. Алла Арцис берет предметную часть, ее материальный эквивалент и на конкретных обозначениях строит свое суждение:
Тащу покорно эту ношу
бренную,
Покуда не останусь налегке,
И целый мир, огромную
Вселенную,
Я умещаю на одном листке…
Алла Арцис – натура утонченная, воспринимающая все сезонные изменения в природе, в поведении птиц, в их голосах. Ей не чуждо осознание того, что происходит со временем, отпущенным так скупо, что приходится быть внимательной к каждому мгновению, ускользающему из поля зрения… И отношение лирической ее героини к чистому ручью, к ростку, пробившемуся из оттаявшей земли, к певчей птице, заходящейся в восторженных трелях.
комментарии(0)