0
3759
Газета Поэзия Печатная версия

18.01.2018 00:01:00

Ты – меч мечты

Три тома поэта и философа и еще один – как начало нового собрания

Тэги: поэзия, кант, калининград, философия, андрей вознесенский


2-13-11.jpg
Константин Кедров. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Или.
– Калининград: Калининградская книга, 2017. – 468 с.

Многие еще не привыкли к двойной фамилии Кедров-Челищев, ищут здесь какой-то подвох. На самом деле фамилия Челищев принадлежит прадеду поэта – калужскому помещику Федору Сергеевичу Челищеву, отцу основоположника мистического сюрреализма Павла Челищева. Желание сохранить фамилию древнейшего рода вполне естественно, к тому же поэт считает, что его стихи продолжают в слове живописные открытия его двоюродного деда.

«Расстояние между людьми заполняют звезды/ Расстояние между звездами заполняют люди», – написал поэт еще в 1983 году. Неудивительно, а скорее закономерно, что его трехтомник издан в городе Иммануила Канта, на доме которого когда-то висела надпись: «Звезды над моей головой – высший закон во мне». В это собрание вошли почти все стихи поэта.

Том 1 «Или» со стихами из века ХХ аукается с томом 2 – «Бутылка Клейна, брошенная в море» из века XXI. «Я бутылка Клейна, брошенная в море/ Или это море брошено в меня». Судя по этому трехтомнику, бутылка дошла до адреса. Ну хотя бы до Андрея Вознесенского, посвятившего автору предисловие в стихах: «Константирует Кедров поэтический код декретов/ Константирует Кедров/ Недра пройденных километров/ Так беся современников,/ Как кулич на лопате,/ Константировал Мельников особняк на Арбате...»

2-13-12.jpg
Константин Кедров. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. Бутылка Клейна, брошенная в море. Поэзия. – Калининград: Калининградская книга, 2017. – 572 с.

Связует все три тома ставшее знаковым и культовым четверостишие 1986 года: «Земля летела/ По законам тела/ А бабочка летела/ Как хотела». Своего рода манифест поэтической свободы автора терминов метаметафора и инсайдаут. А для других ближе лирика еще начала 60-х: «По комнате бродит медведь тишины/ Я заброшен сюда из другого – светлого века/ Мне смешно, когда 4 стены/ На одного свободного человека». Между гамлетовским «быть или не быть» поэт и философ Константин Кедров-Челищев еще в прошлом столетии выбрал «или», провозглашая: «Или – это свобода».

Том 3 «Энциклопедия метаметафоры» – был написан на пороге между двумя столетиями и двумя тысячелетиями как ответ на запросы назойливой критики, что это за чудище – метаметафора. Лучший ответ в одноименном стихотворении: «Метаметафора – амфора нового смысла». Сегодня о метаметафоре вышли десятки научных статей и диссертаций, а смысл нового термина не исчерпан. Так что, пожалуй, лучше раскрыть трехтомник и прочитать что-нибудь из недавнего. Ну хотя бы это: «ТЫ – МЕЧ / МЕЧТЫ».

В книге «Новый Альмагест. Инсайдаут-Аутинсайд», который позиционируется как первый том уже полного сосбрания сочинений,  поэт Константин Кедров-Челищев предстает еще и как необычный философ, им дается новая космологическая модель мира в свете важнейших открытий ХХ века – теории относительности и квантовой физики – через поэтическую призму метаметафоры и инсайдаута.

2-13-13.jpg
Константин Кедров. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Энциклопедия метаметафоры. – Калининград: Калининградская книга, 2017. – 192 с.

В 2017 году Международный нобелевский информационный центр (МНИЦ) сообщил, что первое издание книги «Инсандаут» 2001 года включено в фонд Нобелевской научной библиотеки в Стокгольме за номером 688. Сбылось предсказание Андрея Вознесенского, взятое эпиграфом к изданию: «Настанет лада кредова –/ Constanta Кедрова». Это двустишие Вознесенский продиктовал другу по мобильнику прямо из Индии из-под знаменитого платана Будды. Книга эта давно стала раритетом. Потому нынешнее новое обновленное и дополненное издание как нельзя кстати.

Смысл авторского термина «инсайдаут» и прост, и сложен. Буквально это означает – выворачивание, но нельзя сложнейший духовный опыт теперь уже многих поэтов свести к простой инверсии или рокировки внутреннего и внешнего. Тут нечто абсолютно новое, пришедшее в поэзию в начале 60-х годов и разросшееся в 70–80-е годы. «Я вышел к себе через-навстречу-от/ И ушел ПОД, воздвигая НАД» написал поэт в 1960-м. Позднее Алексей Парщиков назовет это гениальным коаном, а книгу «Инсайдаут» будет читать и перечитывать.




2-13-14.jpg
Константин Кедров. Новый альмагест. Инсайдаут-Аутинсайд. – М: Издательство ДООС, 2017. – 444 с.

«Каждый поэт философ, но не каждый философ поэт», – утверждает Кедров-Челищев. Философские эссе являются прежде всего комментариями к стихам, а не наоборот, как считают многие. Например, главный раздел книги «Новый Альмагест» состоит из поэм и эссе с такими же чисто философскими названиями. Например, «Теорема Геделя о неполноте». Вряд ли кто догадается, что речь тут идет о дуэли Пушкина с Дантесом. Словом, пересказать невозможно – надо читать. Как это сделал Нобелевский комитет.










Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
4283
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
3881
Дух не терпит пустоты

Дух не терпит пустоты

Надежда Ажгихина

Самые острые вопросы Виктория Полищук обнажает с афористичной простотой

0
2406
Литература веет, где хочет

Литература веет, где хочет

Марианна Власова

«Русская премия» возродилась спустя семь лет

0
2373

Другие новости