0
2407
Газета Поэзия Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Пришествие Молодой Шпаны

Тэги: поэзия, кашалот, кит, молодежь, философия, теракты, гетто, грендель, кристина риччи, бг, элиот


41-14-11.jpg
Созвездие Кита. Сборник стихотворений. – М.: Щит-М, 2016. – 244 с.

Читаю эту книгу с тем же чувством, с которым первооткрыватель ступает на новый материк – нет, спускается на новую планету – нет, приближается к новому звездному скоплению. И что же это у нас такое? Созвездие Кита?

Мне нравится, что в биографических справках каждый второй из представленных в созвездии авторов – культуртрегер, каждый первый – лауреат. Значит, хотят общаться и со-общаться, значит, с младых ногтей будут жить признанными, писать не в стол. Одно только: оправдывать авансы придется, оправдывать всем дальнейшим жизненным и творческим путем…

Книга объединила под твердой обложкой на 240 страницах творения 17 юных дарований – членов секции Союза литераторов России с нестандартным, слегка абсурдистским названием «Кашалот», а также поэтов – гостей этой секции. В ней очень много стихов о любви. И об одиночестве. И о смерти. Напряженных стихов, отчаянных, очень молодых. Бьющих под дых. Перед нами своего рода коллективная исповедь вступающего в жизнь поколения Z, раскрытые души юных «цифровых людей». Являясь координатором секции поэзии Союза литераторов России, я привыкла к спокойному «возрастному» стихосложению. Пожалуй, достаточно долго возмутителями спокойствия у нас были Евгений Харитонов, Дмитрий Курилов, Максим Жуковский и – ну да, я, Татьяна Виноградова, со своим «рокерским» и «верлибрическим» надломцем. «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» – тосковала я вместе с БГ. И вот оно – Пришествие Молодой Шпаны. Строки Ли Гевары могли бы стать эпиграфом к нему: «Мы пишем, исчезая в темноте./ Мы пишем на коленке – не холсте./ Мы пишем, не стесняясь тем./ Мы пишем».

Мое поколение Х захлебывалось в окружающем двоемыслии, писало в стол, спивалось – но терактов в родном городе мы не знали. Эти – знают.

«Что, темно в душе? А у меня – три квартала гетто,/ в замкадье ночном изнасилованная Герда,/ злой цветок теракта и с рельсов сошедший поезд,/ никогда, слышишь, никогда я не успокоюсь!» – буквально выкрикивает Катрин Соловьева. У нее же находим очаровательные апофатические штрихи к портрету (шаржированному?) поколения: «Она не носила пирсинга и тоннелей», «Я не Кристина Риччи./ Я мировая мгла». Или, еще забавнее: «Здравствуй, милый./ Знаешь, я мама Гренделя». Временами юные поэты безбожно эпатажны, видимо, это такая защита от пошлости окружающего мира («нет ни правды ни лжи в промежности королевы», – декларирует Александр Бережной), и именно эту пошлость ему хочется извести, призвав на помощь неомифологического и даже слегка неофутуристического Сокола-Финиста, который, «румян ото сна», «мечтает вклочь растерзать, исцветить унылую отражалость». Быть может, эпатаж идет оттого, что «обезболивающее для души не показывают в рекламе» (вновь Катрин Соловьева), оттого что «вихри мыслей и строк висят гирляндой изглоданной» (Элина Чернева), оттого что, как пишет проникновенно (хотя и с речевой погрешностью) в своей мини-басне Екатерина Яшникова, «Ложь похожа на ватное одеяло –/ Согревает в холод минусовой,/ Но становится воздуха слишком мало,/ Когда ей укрываешься с головой».

А в стихотворении Елизаветы Солодовниковой «Отчаянное» (чем-то перекликающемся с «Рапсодией ветреной ночи» Элиота, чем-то напоминающем опыты имажинистов) вновь возникает тема гетто души, в котором «…лик/ любой даже скорбный самый/ духовностью меченый/ в хлам по-скоморошьи красит/ осень-преступница…».

«Я зажигаю свечи, гася глаза», – констатирует Элина Чернева. Получается, несмотря на возможность быть услышанными, опубликованными, эти поэтические Z-души – не счастливы? А то! Откуда иначе бралось бы вдохновение? В державе Датской гниль всегда найдется. И в юности взгляд зорче, восприятие острее… ну, и мрачнее, конечно.

Где же позитив, спросите вы? Он тоже есть, но найти его среди россыпей и залежей молодежных ламентаций непросто. Однако у Галины Хириловой читаем: «Просыпаясь под звездами, чувствовать мир своим, рассыпаться на атомы, идти по твоим следам./ Это наша Вселенная. Значит, мы ее отстоим. Ты – мой мир, и я никому тебя не отдам». Кредо? Кредо.

А еще позитив в самом факте издания этой книги. И, конечно, в наставнике и объединителе молодых поэтов, вдохновителе сборника, поэте и прозаике Николае «Кашалоте» Калиниченко, мостостроителе по специальности, литературтрегере по призванию. Это его, конечно, его нарисовала Юлия Топская в качестве заставки к блоку стихов. В кратком вступительном слове к сборнику он говорит: «…если меня спросят, для чего я помогаю им, то отвечу: «Потому что могу!» И сама эта возможность вселяет надежды на лучшее. «И пусть никто не уйдет обиженным».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
726
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
469
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
302
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
430

Другие новости