Юрий Татаренко. В предчувствии лирического шторма. – Красноярск: Феньков, 2016. – 40 с.
|
Поэзия Татаренко привлекает искренностью, широтой авторского кругозора, игрой слов и обилием неологизмов: «Приеду в город незнакомый,/ В грустинице остановлюсь… Я вновь свободрый, вновь свобедный», «Сойти с ума под барабань дождя», «Я в глупь себя смотрю ночами».
Небезынтересны у Юрия пейзажи: «Лишь облаков разорванные звенья –/ Как будто Геркулесовы следы», «Вокруг Коктебеля холмы –/ Гор карнавальные маски», «Тряпками волн осень пыль вытирает с утеса», «Болеют горы безавтомобильем», «Пирс, мини-пляж для люмпенов,/ Нокаутирован штормом», «Дождь зарядил с утра/ Пушку свою акварельную», «Ветер ночь в листву целует», «Август… Золотом тронет виски/ у березонек простоволосых».
Особое место в сборнике отводится любовной лирике. В одном из самых чувственных стихотворений, «Ночной снегопад», эротические мотивы гармоничны в своей экспрессии: «Наша нежность меняет штриховку/ С вертикали на горизонталь».
Любопытна звукопись: «Обворожен и обожжен тобою,/ Повержен обнаженною рукой», «Баррикады прожорливы, как барракуды», «В жарких сумерках березка/ С умным видом шелестит», «В окне у Казимира небо/ Необоснованно безлунно». Стихам Татаренко также присущи разнообразие ритмического рисунка и свежие рифмы: «березка – Бориска», «обналичит – безразличье», «ароматом – доном Руматой», «междометий – прогнозами метео»…
Юрий обожает парадоксы: «Но только волны берег бьют/ Всегда по самому больному», «Море барашки свои/ сбросит вновь на песчаную флешку», «Это платье о том, как выжить/ После громкого расставанья», «Все рассветы – о том, как странно/ Облаков кровоточат десны». Ирония рассыпана по сборнику щедрой рукой. «Мучился заяц в оранжевой беличьей шкурке –/ Трудно быть зайцем, когда ты родился лосём». «И тонким варежкам моим/ Снежинки причиняют зиму», «Хватает шнура до розетки/ И тысячи – до аванса…/ Но как ощутима нехватка/ Китайских мозолистых рук!», «Голым купаюсь – жуткое зрелище/ Для неокрепших медуз». Чувство юмора, продемонстрированное поэтом 12 лет назад в книге «Дребеденчики», за эти годы, вне всякого сомнения, окрепло.
С появлением книги «Чтонатворительный падеж» (2012) Татаренко традиционно ярок и в своем социальном высказывании. В качестве примера нового наброска «портрета эпохи» можно привести стихотворение «Правительственная трасса». «Здесь мчатся исключительно по встречной –/ Ведь так видней со стразами рессоры!/ Рябиновый, медовый, огуречный –/ Здесь голубых кровей и светофоры!/ Плодов от древа роскоши вкусили:/ Любой каприз под роспись – это круто!/ И лишь квартиры с видом на Россию/ Не строят на Рублевке почему-то…»
При этом в поэте проявляется философ. Книга начинается программным текстом «Асса», финальные строчки которого глубоки и афористичны: «И всякая строчка/ Отыщет свою авторучку,/ И каждый поэт/ Упокоится в собственном небе».
Завершают сборник два десятка прекрасных миниатюр, написанных верлибром: «Тихая улыбка/ Это/ На всю смерть», «Дождь падает в ноги,/ А все норовит/ Дать мне пощечину».
Отрадно, что Юрий активно осваивает новые поэтические пространства. В его новой книге – несколько готовых песенных текстов: «Март», «Июньская песня», «Ни страна, ни погост, ни развилка…», «Песенка белого ворона», «Уроки жизни». Будем ждать выхода альбома авторской песни Татаренко, к работе над которым известный новосибирский поэт и журналист уже приступил.