Никаких особенных случаев или происшествий не рассматривается. Фото автора
Книга Дмитрия Данилова «Два состояния» по форме представляет собой столбцы нерифмованных стихов. По содержанию – это фиксация различных небольших промежутков времени, в течение которых происходит какое-нибудь более или менее будничное действие. Никаких особенных случаев или происшествий не рассматривается, однако проживание и переживание каждого мгновения описаны так, что в пресной обыкновенности появляется нечто аппетитное – то, что хочется обмозговывать и обсасывать, как косточку в наваристом бульоне, ибо вкусно. Автор так и говорит: «Ничего не значащее атомарное событие/ Описываемое простым, атомарным предложением…/ Но можно посмотреть на это…/ По-другому/ Например, так» – и включает некое дополнительное зрение, с помощью которого повседневные вещи становятся очень живыми или более того – трогательными и уютными, какими они, вероятно, могут быть только во сне или в мире сказок, или при ношении пресловутых розовых очков.
Но зрение у Дмитрия Данилова работает само по себе, не сквозь сон и не при помощи специальных очков; про сказочные миры и вовсе говорить не приходится, если судить по представленным сюжетам. Автор «так видит» – использует этот бонусный ресурс в отношении наваливающейся действительности и помещает получившееся в текст. В результате из окружающего мира извлекается что-то приветливое, навевающее умиление – «Если дело происходит зимой/ То очень приятно сесть/ На переднее сиденье/ С левой стороны/ Там будет тепло/ Там будет обогреватель», «Начинается движение…/ Мимо маленьких магазинчиков/ Мимо больших домов/ Сияющих уютными окнами/ Вообще, вокруг море/ Сияющих уютных окон», «Это были хорошие вечера/ Поздние вечера/ Тишина и умиротворение».
Из сказанного может сложиться впечатление, что все тексты в книжке – воспевание атрибутов жизни рядового горожанина и методичное любовное перебирание деталей. Но нет: автор отнюдь не везде говорит, что вот это, мол, вроде обычное, а сколько в нем тихой прелести, и вы, мол, только копните поглубже да поближе разглядите, да повертите с разных сторон. Его зарисовки в основном связаны с довольно мрачными или просто не слишком радужными темами, как то: встреча на улице с нищим, просящим милостыню, путешествие души по заветным местам в первые дни после смерти, жутковатый ремейк рассказа Кафки «Превращение», поминки на кладбище, ожидание поезда.
Дмитрий Данилов.
Два состояния. – New York: AilurosPublishing, 2016. – 100 с. |
Элементы обстановки кропотливо перечисляются, но в этом нет ни сухой академичности, ни технической монотонности; мелочи показаны во всей неотъемлемой для ежедневного благополучия человека важности: «Пока доехали до Текстильщиков/ Набилось много народу/ Но удалось отстоять/ Позицию около выхода/ И выйти», «В общем, ситуация такая/ Надо доехать из Кожухово/ До Новокосино/ До магазина «Отдохни»/ Который работает до 22 часов», «Бывают нервные ситуации/ Когда из дома вышел поздно/ И не факт, что успеешь/ В магазин «Отдохни».
Далеко не каждый отдает себе отчет в том, что окружающий его мир формирует и настрой, и мысли, и даже самочувствие; не все усматривают в этом что-то заслуживающее внимания и приносящее умиротворение или настраивающее на созерцание. Поскольку реальность одна – та, что есть, и если что-то неизменное не устраивает, то, как известно, остается менять отношение. И что-то подсказывает, что «на выходе» победителем оказывается носитель именно такого внимательного и дружелюбного восприятия действительности, как Дмитрий Данилов и его лирический герой. Победителем в противостоянии пресловутому ужасу бытия, который окружает повсюду. И это та самая «трудная победа дома», о которой Дмитрий Данилов упоминает в «Двух состояниях», говоря, впрочем, про футбол.