Любовь Красавина. Кружево страсти.
Сто одиннадцать твиттеров. – Предисл. Сергея Мнацаканяна. Послесл. Евгения Степанова. – М:. Вест-Консалтинг, 2016. – 132 с. (Библиотека поэта XXI века). |
Перед нами пятая книга поэта и одновременно первая, в которой стихи объединены предложенным автором жанром. Этот жанр автор Любовь Красавина определила как «твиттеры». Но по сути, ее твиттеры – это верлибры, однако ограниченные по примеру известной социальной сети объемом не более 199 знаков. Такая лаконичность обязывает:
Не убивайте любимых:
молотом боли по наковальне
сердца
не накуешь кафа;
шанса второго
не настрадаешь!
Не разрушай, варвар,
не исчезай в одиночестве.
Нежная дымка утра
сменит ночь.
Твиттеры Красавиной объединяет не только объем, но, может быть, в первую очередь ритм темпераментного поэтического высказывания. Об этом пишет автор предисловия к книге московский поэт Сергей Мнацаканян: «…в твиттерах Красавиной отсутствие рифмы компенсируется темпераментом автора – да так, что временами ее короткие эмоциональные высказывания могут показаться рифмованными при полном отсутствии рифм».
Здесь много стихов о любви, о времени, о простых человеческих чувствах:
Даже расплакаться не над чем –
непоправимо легко
быть проигравшим.
Дорожают чувства,
которых никак нет,
а значит, не было никогда…
и даже расплакаться
не над чем…
Конечно, в своих предыдущих книгах, первая из которых вышла в свет более 20 лет назад, Красавина показала свои возможности писать традиционным рифмованным стихом. Значит, что-то заставило автора представить нам книгу одного жанра, отказаться от рифмы и создать поэтические высказывания максимально сжатого объема. Наверно, этого потребовало новая эпоха, когда людям уже не хватает времени на долгие философские построения, но хочется, словно задыхаясь от бега, сказать главное:
Самые яркие звезды виднее
со дна пропасти.
Все лечится –
разбитым корытом,
в отчаяньи тонущим.
Спасается – любовью,
что, не ломая,
выправляет наломанное,
осушая слезы
самыми нежными губами…
На эту особенность поэтессы обратил внимание и автор послесловия Евгений Степанов: «Автор, используя современный – новый! – стиль коммуникации, говорит на традиционные – сердечные! – темы. Именно такой синтез становится востребованным читателем. Новые формы поэзии всегда основываются на традициях».
Любовь Красавина не отвергает традицию, но пробует переосознать ее и преобразовать в соответствии с новым взглядом на поэтическую речь, на сегодняшнюю действительность. Она реальная кружевница своих страстей и раздумий. «Кружево страсти» Любови Красавиной причудливо сплетается из эмоций, опыта и поэтической речи:
«У сильного человека нет возраста – есть сила менять действительное; удерживать желаемое; наслаждаться достигнутым…»
Здесь надо обратить внимание, что Красавинский твиттер, даже записанный прозаической строкой, сохраняет эмоциональный порыв и ритмическую основу, которые являются одними из признаков поэтической речи.