И женский праздник наступил... Иллюстрация из книги
В 2008 году в «НГ-EL» (в номере от 20.03.08) вышло интервью Олега Разумовского со Светой Литвак. Разумовский в небольшом предисловии написал о ней так: «Света Литвак (именно Света) – первый перформер среди поэтов, и наоборот. Она никогда не читает и даже, пожалуй, не пишет, она всегда выступает. Если у нее выходит книга, то она называется «Книга называется». И никак иначе». В общем и целом, все верно. Хотя «Книга называется», конечно, не единственная ее книжка. Литвак выпустила также сборники «Разноцветные проказники» (1992), «Песни ученика» (1994), «Это – любовь: Книга эротической прозы и поэзии» (2002), «Безнравственные коллизии и аморальные пассажи» (2009), «Один цветок» (2010) и др.
«Гнев и похоть» Светы Литвак не разочарует проверенных ее читателей. Что, впрочем, очевидно уже из названия книги (и даже выходных данных). Читателей, так скажем, случайных она, конечно, может и отпугнуть, ну так и Барков многих отпугивает, и Юз Алешковский, да почти вся русская литература кого-нибудь чем-нибудь да отпугивает. Здесь, впрочем, случай скорее Баркова и Алешковского: эротика бьет из всех щелей. Мата как такового, кстати, немного. Так что, наверное, я не совсем прав, вспоминая Ивана Баркова и Юза Алешковского. Скорее на ум приходит Олег Григорьев. Во всяком случае, есть в сборнике несколько, не побоюсь громкого слова, шедевров. Так вот они, конечно, в духе упомянутого мной Олега Григорьева.
Я пойду на огород к дяде Славе,
В огороде выкопан пруд.
В небольшой неровной
глиняной яме
Плавунцы и водомерки живут.
Стану долго там плескаться
и плавать,
У меня купальника нет.
Будет на меня смотреть
дядя Слава,
Пачку выкурит плохих
сигарет.
Сильно пьяный, весь заросший
щетиной,
Даст мне руку и потянет
наверх.
Так некстати подойдет
тетя Зина,
А я голая совсем, как на грех.
Сяду вечером в саду
на скамейку,
За забором пьяная брань.
Я поссорила простую
семейку,
Непутевая приезжая дрянь.
Дядя Слава защищается
слабо:
«Говорю, мы занимались
не тем, –
Она нормальная современная
баба,
Это ты сдурела, Зина, совсем!»
Света Литвак.
Гнев и похоть. – М.: ИД Л.И. Мудищева, 2016. – 64 с. |
Без последних двух катренов – ну эротика была бы и эротика. А так – да, шедевр. И еще одно стихотворение, оно даже сюжетно напоминает Григорьева:
Я полюбила женщину-хирурга.
Она же быть хотела только
другом,
Так ласково кромсала
части тела,
Пока я млела от любви
и страсти.
И вот теперь я стала
инвалидом,
А мой хирург, Раиса
Леонидовна,
Других девчонок режет
под наркозом,
А я ношу ей розы и мимозы…
Прав Разумовский. Литвак, даже если пишет, все равно – выступает. Но если какие-то ее вещи являются исключительно игровыми, скоморошьими, откровенно сексуальными, то лучшие (а таких в книге довольно много) дают нам образцы чистой поэзии. Хотя и не без примитивизма, лубка. Говоря проще, Литвак врывается во все «народные» жанры, во все «народные» стили и размеры, но пишет все равно слишком остроумно, и «в лоб» я вам ее воспринимать не советую.
Один писатель, как положено,
Гулял по улице Тверской
И навестить решил
художника
В художественной
мастерской.
(...)
Художник встретил их
приветливо,
По полной первую разлил.
Краснела девушка кокетливо,
И женский праздник наступил.
Дальше – во избежание – не цитирую.