Геннадий Красников.
Ксюшина книга. – Волгоград: Издатель, 2015. – 78 с. |
С детской книги спрос больше. Она должна стать ребенку и другом, и чем-то большим, пред чем даже у самого маленького читателя появлялся бы трепет. С определением хороших детских стихов сложнее. В них содержится накопленное поколениями знание, то необходимое, что нужно успеть сказать ребенку после «ты еси». Под заглавием, на месте, какой возрастной группе книга адресована, находим: «Стихи для маленьких и стареньких на вырост». В этой надписи замысел книги: рассказать детям о том, к чему самим стоит почаще обращаться. «Ксюшина книга» – взаимные уроки ребенка и взрослого. В ней мировосприятие маленького, его ощущение размеров, яркости и важности обыденных для взрослого явлений природы и человеческой жизни; мир более загадочен, но и чудесен, и красив – как видеть могут дети. Взрослый, «старенький», рассказывает о божьем мире, о неразрывности мирской жизни и небесной. То, что для ребенка светло и просто, для взрослого – духовный путь длиною в жизнь. Многие стихи, особенно из раздела «Небесный художник», обращены скорее к себе или таким же, забывшим мудрость свою.
Из стихотворения в стихотворение мир Ксюши расширяется, она растет вместе с прочтением. Ксюша – ребенок в мире, обычная, как все остальные дети. В книге есть улыбка: нестрашное существо-состояние хворобушка, история про мима, который ничего не сказал публике, жаждущей слов: «С той поры – как встречу мима,/ Прохожу всегда я мимо». Или вот вопрос ребенку: «– Сколько же тебе лет?/ Пять было в обед,/ а после чаю/ я не отвечаю!». Есть в книге лирические стихи: «В теплый вечер, вопреки прогнозам,/посреди весны, пригревшей всех,/ словно пес холодным мокрым носом,/ ткнулся мне в лицо апрельский снег». Попытка «взрослое» стихотворение «Телевизор» одеть в наряд детского слишком заметна и выглядит слабее на фоне других стихов. На выручку приходит художник: девушка-ангел наподобие Георгия Победоносца побеждает копьем ящик со змеями. Изящно выполненный рисунок содержит аллюзии, правда, понятные лишь взрослым.
Все стихи связаны общим духом любви к детям. «Ксюшина книга» проникнута идеей создания цельного светлого мира, одного из первых опорных камушков под ногами ребенка.