0
2815
Газета Поэзия Интернет-версия

09.06.2016 00:01:00

Юдоль неизменна

Тэги: поэзия, пифагор, пианино, война, христианство, античность, советский союз, облака


поэзия, пифагор, пианино, война, христианство, античность, советский союз, облака Таинство и посвящение, символ полной завершенности Вселенной. Федор Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869. ГТГ

В пифагорейской нумерологии «девять» – предел всех чисел, внутри которого существуют и обращаются все прочие. Таинство и посвящение, символ полной завершенности Вселенной. Девятая книга стихов Сергея Арутюнова «Апостасис» воплощает мистический смысл этого числа. Строгость стихотворной формы и богатство содержания делают книгу предельно концентрированной. Название сборника стоит воспринимать не буквально — «отступничество от христианской веры», но, прислушавшись, уловить в нем отзвук крылатого латинского изречения a posteriori – знание, основанное на опыте. Как говорится, на горьком опыте: «Искал и я свое руно,/ В галерах был и на лопатах,/ И понял – миру все равно,/ Что в нем, расцвет или упадок…»

Мучительные раздумья поэта над современностью приводят к неутешительным выводам. В этом стихотворении слышится своеобразная перекличка со старым, не менее печальным размышлением из сборника «Хор Вирап» (2010): «Не станет нас – беда невелика…» Но если в прошлом пространство тягостных мыслей поэта ограничено картонными стенами квартиры в многоэтажке, то по прошествии времени его тоска распространяется чуть ли на весь мир. Поскитавшись по городам и весям, поэт приходит в исходную точку. Время прошло. Лучше не стало. Более того, «там, где семейный тощ кошель/ и безработных половина,/ стоит на свалке пианино,/ немотствуя средь алкашей…»

И это – в первом же стихотворении. Тихо, сдержанно, отчаянно. Грустный образ – брошенное пианино – крушение… нет, не иллюзий – надежды на «светлое будущее». В советское время было престижно учиться в музыкальной школе. Люди приобретали на последние деньги инструменты фабрики «Лира». В лихие 90-е они простаивали за ненадобностью, а нынче и вовсе оказываются на помойке. Среди водителей существует даже такая должность – «пиановоз». Приезжают грузчики и увозят инструмент в специальное место – на утилизацию. Не из-за того, что срок ему вышел, а потому, что играть некому. До музыки ли тут, когда в стране полный… дефолт.

Потрепанный жизнью лирический герой Арутюнова со вздохом констатирует: «И ты, укрытый за стеной,/ уже исхода не возглавишь,/ едва коснувшись желтых клавиш/ и слыша стук их костяной». Возразить нечего. Вокруг скукоживается обыденность, такая кручинная, что хоть глаза закрывай: «…день пробежит – и считай, что отмазали,/ Словно пацан шиканул./ Полночь мазутная сыплет алмазами/ Прямо на крыши конур». Можно было бы упрекнуть автора: спасибо, капитан очевидность, знаем мы всё это, нечего пессимизм разводить, но что-то неуловимое будто подсвечивает стихи изнутри, то особенное поэтическое вещество, которое не позволяет читателю предаваться унынию.

книга
Сергей Арутюнов.
Апостасис.
– Кострома: Издательский
дом Максима Бурдина, 2016.
– 112 с. 

Стихи напоминают фигуры высшего пилотажа: кажется, текст вот-вот взорвется от удара о землю, но за секунду до столкновения поэт мастерски выводит самолет в вертикальную плоскость: «Уходя, попрощайся –/ Вот и все, что мы в книгах прочли./ Но, как в детстве, о счастье,/ Гомонят золотые ручьи./ И намного предметней/ Талых вод, обреченных веслу,/ Мой сынишка трехлетний/ Изумленно глядит на весну». Весна, природа, дети – будущее… та «лазейка», которая оставляет надежду. Сергей Арутюнов играет повседневностью, как бы поворачивая ее к читателю то «орлом, то «решкой». Искренне ненавидит и от души восхищается. Разве не каждый год журчат ручьи? Между тем у большинства весна ассоциируется с открытием дачного сезона. А улыбка ребенка? Божий дар, который «намного предметней», чем все взрослые заморочки. Все это очень обыкновенно. И оттого – пронзительно.

Как на обложке борются красный и черный цвета, так в повествование о российской действительности врезается поэтический цикл «Минойя». Кажется, на берегу моря поэт может отпустить себя: ждешь сладкоречивых описаний достопримечательностей. Не тут-то было. Арутюнов тяготится тамошними красотами: «Я тороплюсь на родину скорей,/ Где и томленье паче ожиданья». Оплачиваемый отпуск не в радость. Невольно цитируешь, вспоминая античную философию: «Какая разница, где ты находишься, если всюду носишь самого себя?» Поэтому голос греческого певца так похож на восклицания продавца шаурмы: «Довольно! Я будущим сыт./ Что мир мне? Налаженный сбыт/ Знакомых иссохшим губам/ Прелестных ракий и гаван».

Война… Наряду с делами житейскими поэт обращается к так называемой животрепещущей теме. «Злободневно», – скажет обыватель. Ошибаетесь, «на злобу дня» – это когда текущие события муссирует стихотворец, не нюхавший пороху. Если же о боевых действиях пишет человек, прошедший горячие точки, это крик души. Украинскую драму жестко и беспристрастно описывает Сергей Арутюнов: «Не могу осознать, а раз так, то, наверно, не надо мне/ Как сливают страну и как мертвый над нею стою,/ И на подиум входят литые самцы доминантные,/ А другие в гробах возвращаются в землю свою».

Перед нами посттравматическое переживание человека, встретившегося на войне с легализованными убийствами. Что ждет этого мужчину в мирной жизни? Как принимать лживость отношений обычного общества после того, как перед лицом смерти он познал прямоту и непринужденность отношений как с товарищами, так и с противником? Под пулями при всей жестокости происходящего все предельно ясно: этот – друг, этот – враг, а на гражданке – дежурные улыбки, лицемерие, заискивание людей толпы перед властями предержащими. Страшный вывод напрашивается сам собой: «За три выстрела взводных, овальный портретик на мраморе,/ За гвардейскую ленту венка, что от хмари промок,/ Оловянную кружку со ста милосердными граммами,/ Поменялся бы с вами и я, если только бы мог».

А в мирной жизни так мало настоящего, кроме неподкупного неба: «…и заспешили дни торопко/ под хрусткий скрежет каблука,/ и домом стала мне дорога/ за перистые облака». Перистые облака – тонкие, режущие. Их легкость обманчива: царапает взгляд вместо того, чтобы дать отдых глазам. Кстати, на одной из радиостанций есть программа «Облака» – о заключенных, для заключенных и всех, кому небезразлична их судьба. Название не случайно. Мировосприятие тех, кто столкнулся с безжалостным механизмом суда и тюрьмы, безрадостно. Лирический герой Сергея Арутюнова также ощущает себя пленником и призывает с нарастающим ожесточением: «Готовься же. Клыки оскаливай,/ Язык вывешивай багровый,/ Пока над пустошью асфальтовой/ Стожары грохают авророй…» Сурово? Еще бы! Потому что настоящая поэзия – это не «ой, цветочки!», а скупой, удручающий пейзаж: «Что же останется, малость какая –/ Просека, россыпь опят?/ Безблагодатность свою постигая,/ Галочьи стаи вопят:/ Жив ли, истаял, юдоль неизменна,/ Как до тебя – целина./ Наперекор беснованью безмена/ Вечно трава зелена». Что верно, то верно. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1369
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3254
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2345
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1878

Другие новости