Тут вам и топонимика, и лирическое высказывание. Исаак Левитан. На Волге. 1889. ГТГ.
У антологии есть плюсы и минусы. Что неудивительно. С плюсов и начну. Как бы то ни было, издавать поэзию в РФ – дело благородное, чаще всего неблагодарное, и с оттенком подвижничества. Денег не получишь, а обидок от не вошедших в обойму огребешь. Зато получишь моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы. Если работа хорошо проделана. Что не всегда.
И здесь я подхожу к недостаткам «Поэтического атласа России». Собственно, все мне в антологии нравится. Кроме названия. И некоторого (неизбежного, впрочем, в таких случаях) лукавства в предисловии. Потому как масса прекрасных поэтов там представлена. Наряду с поэтами довольно слабыми, но взятыми, так сказать, «на вырост». Ну и вообще, надо ведь и слабым поэтам слово дать. Им же обидно. Кроме того, есть такая вещь, как личный вкус составителя. Ну вот не нравится мне поэт Х, хоть убей. Тошнит от него. А поэт Y – хорошо пишет, но вот же сучка, взяла мне и не дала! Дела житейские. Потому, ну, назвали бы, скажем, «Физическая география страны сквозь головную призму российских стихотворцев».
Но назвали-то «Атлас». А это подразумевает грандиозность замысла. Всеобъемлие и скрупулезность. Атлас не может существовать в таком виде, что Сочи в нем фигурирует, а Норильск нет. Составители четко обозначили топонимический характер антологии. Но атлас не может пестрить лакунами. Он должен содержать все значительные и значимые топонимы заявленной географии. Гандлевский – это значительное явление русской словесности? А у него есть вполне себе топонимические тексты. А есть ли они у Игоря Караулова? Тоже имеются. Найдем ли мы прекрасную поэтическую топонимику у Ольги Аникиной? Найдем. Но не в «Поэтическом атласе России». А у Дарьи Верясовой найдем? А как же. У Алексея Цветкова? Сколько угодно.
Про Цветкова мне могут сказать, мол, он ведь не гражданин РФ. Печальная весть. Но в сборнике мы видим Станислава Минакова, гражданина Украины, насколько мне известно. Или Александра Грицмана, который вроде как гражданин США.
Ну, бог с ними, с границами.
Составителями обозначен и другой принцип составления. Цитирую: «Иное лирическое стихотворение, где упоминался дорогой сердцу автора город или регион, мы с сожалению отклоняли именно потому, что топонимика почти бесследно исчезала в пространстве лирического высказывания. Иное – оттого, что «декоративность» в тексте начинала выглядеть как некая сверхзадача».
Поэтический атлас России.
Антология современной поэзии. Литературно-художественное издание/ Сост. А. Коровин, П. Крючков. – М.: Современная литература, 2015. – 512 с. |
Рассмотрим стихотворение Анны Матасовой, вошедшей в антологию как представление Северо-Западного региона Российской федерации.
огонь в железной конуре
и озеро – в тазу
и яблоки шуршат в ведре
и волки на носу
снег лижет мокрым языком
оконницы ледок
ты льёшь за чёрным
кипятком
молочный кипяток
отбросишь спичку в темноту
и дымом станешь сам
не знаю, как тебя найду
по воющим лесам
Уж простите, но здесь топонимика не исчезла в пространстве лирического высказывания. Ее просто не было. А вот стихотворение снова Анны, на этот раз Золотаревой.
здесь, конечно же, все пахнет
востоком
папоротником кипящим
рисом и лотосом
ветер в железных телах
водостоков
изнемогает когда распускаются
длинные чёрные волосы
воды
по сутулым плечам
тротуаров
и взрываются розовым сакуры
ветки
ты как будто бы книги
касаешься старой
и ветхой
где тягуче-медлительны
мысли и весны и зори
и узоры людей иероглифы
пишут теней
не сочтешь никогда
не прочтешь
не умея мир с конца
лишь наднебному пульсу
всей кровью и голосом вторя
на мгновенье задержишься
в ней
так тревожные рыбки
всегда восходящего солнца
застревают на стеклах
в окошках кирпичных сетей
Стихотворение хорошее, хоть и не без шероховатостей. Красиво, ажурно. Но как, простите, я должен догадаться, что речь о Дальнем Востоке? Наверно, по сакуре. Это если я ботаник, а не токарь-инструменталист. А город какой? Владивосток? Южно-Сахалинск? Советская Гавань? Арсеньев? Артем? Находка?
Резюмирую.
Знакомый мой поэт и борец смешанного стиля высказался резковато. «Напихали тусовку и полезный балласт – так и делаются подобные поделки». Я все же к таковой оценке не склонен. Ребята сделали книжку. Старались, не спали ночами. Молодцы. Только название неудачное. Не атлас сие. Ой, не атлас!