0
3337
Газета Поэзия Интернет-версия

01.10.2015 00:01:00

Дьёрдь офигел

Тэги: поэзия, юмор, москва, сша, ньюйорк, великий новгород, свиблово, футбол, хоккей на траве, метро


окно
Просто надо вглядеться.
Фото автора

Дмитрий Данилов более известен как прозаик. Он дважды финалист премии «Большая книга», его роман «Горизонтальное положение» попал в короткий список премии «НОС». Пока ничего не получил, конечно, но хорошим писателям вообще обычно премий не дают. А вот как раз короткие списки и финалы – лучший показатель качества. У нас ведь (а скорее всего и не только у нас) как? Главный приз дают, исходя из каких угодно соображений: угодить/насолить властям, порадовать/обидеть любовницу/любовника, да мало ли что. Могут вручить малоизвестному бездарному писателю – просто потому, что его никто не знает и, следовательно, никакая «группировка» не будет оскорблена тем, что дали не их протеже, а любимцу конкурирующей тусовки. И т.д. и т.п. В финалы же и короткие списки проходят более или менее по гамбургскому счету. У нас ведь (а скорее всего и не только у нас) все именно так – более или менее.

Иначе, впрочем, и невозможно. Люди – они не слишком идеальны. Другое дело, что кто-то недоволен подобной ситуацией, жалуется и капризничает, говорит про козни и дрязги. Вы, говорит, специально меня не замечаете, не печатаете и не хвалите, потому что завидуете. А кто-то пожимает плечами. Ну что ж, вздыхает, другим и того хуже. Да, соглашается, все вокруг и впрямь какое-то маленькое и убогое, ну и что? Зато иногда и хорошее. И часто родное. Данилов не только из тех, кто пожимает плечами, вздыхает и соглашается, он даже настаивает на таком положении вещей.

Первое стихотворение книжки Данилова так и называется – «Маленькое, убогое»:

Потому что нет ничего 

интереснее

И прекраснее

Меленького, убогого

Скучного, обычного.

Надо только присмотреться

внимательнее,

Вглядеться,

И наша обыденная, дикая 

реальность

Засияет невозможными 

цветами.

Полюбите нас черненькими, – кричат все. Но никто их черненькими любить не может и не хочет. А Данилов любит. Черненькими, маленькими, убогими. И серыми, и пятиэтажными. Валяющимися на земле и пришедшими в негодность.

Так они милы и любимы 

Эти убогие команды

ФК Торпедо Люберцы

ФК Красково 

(Люберецкий район)

ФК Юность Серебряные 

Пруды

ФК Олимп-СКОПА 

(г. Железнодорожный)

книга
Дмитрий Данилов.
Переключатель.
– New York:
Ailuros Punlishing, 2015.
– 118 с.

Сейчас, кажется, уже нет команды «Олимп-СКОПА». Экономический рост, импортозамещение, привычное дело.

Данилов не пишет рифмованных стихов. Русский верлибр не все считают поэзией. Что, в общем, правильно. А у Данилова еще и проза очень поэтична. Как отличить одного от другого? А просто. Пишет Данилов:

Помнится, как-то раз ехал

По Ярославскому шоссе

В Королев, город космонавтов

По левой стороне следования

автобуса

Располагались унылые 

серые дома

Девятиэтажные.

И прямо как-то пробило,

На глазах

Выступили слезы.

Да, вот прямо так,

Так милы и любимы

Были эти серые 

девятиэтажки...

Вот вам и отличие. Если, конечно, у вас тоже выступили слезы. Хотя вы вспомнили не Ярославское, а, например, Дмитровское шоссе. Или бульвар Яна Райниса. Или вообще Ригу, Дедовск, речку Незнайку или речку Синичку. Какая разница? У каждого есть что вспомнить. Такое, что – слезы. Но у Данилова не только слезы. «Или когда летишь ночью/ Например, в Красноярск,/ Самолет летит рядом с Москвой.../ Можно башку себе расшибить/ Об иллюминатор/ Или просто о стенку/ От восторга». Или еще примерно о том же (мне особенно нравится):

Прекрасные невысокие горы

Чудесные, райские,

Конусовидные, поросшие лесом.

А если доехать до Байкала,

То можно просто от 

восхищения

И восторга

Морду себе разбить

О вагонный столик –

Настолько это прекрасно.

Ну да, автор эксцентричен. Но таков и должен быть поэтический жест, поэтическое высказывание. Тем более что я его понимаю. Я и читал его книжку, лежа на траве у станции метро «Спартак». Решили пойти купаться в последний день бабьего лета, вот и прилег, ожидая товарищей. Они, конечно, сволочи, не приехали (якобы мы на другой день договаривались), зато прочитал в тишине и природе книгу стихов Дмитрия Данилова. И слезы наворачивались. В том числе и оттого, что немного времени совсем пройдет, и не останется возле станции метро «Спартак» никакой природы.

«Улучшат».

Но все не «улучшить». Все деревья не вырубить, все парки не «благоустроить», звезды, в конце концов, с неба не снять.

И звезды сияют,

Висят и сияют.

Зачем, непонятно.

Это какая-то насмешка.

Ну просто потому, что

Другой версии нет.

Но ничего плохого

Нет в этой насмешке.

Бог смеется над нами.

Ну а как над нами не смеяться –

Мы же очень смешные.

Смешные, маленькие и убогие. Но ничего плохого. Даже в насмешке. Как говорится, если и есть усмешка, то добрая. Грустная, даже страшная (в смысле – пугающая), но все равно добрая. Вот есть у Данилова один текст, он и сам про страшное (даже называется «Как умирают машинисты метро»), и написан пугающе: «Машинист пока еще толком не понимает,/ Что с ним происходит,/ Но тело его уже начинает догадываться.../ Мелькают станции со странными названиями/ «Проспект Героев Невежества»/ «Алмазное шоссе»/ «Мемориал Жестоковыйных»/ «Библиотека имена Мученика Уара»/ «Улица 1453 года»…» Нагнетает? Еще как. А потом: «И вдруг – станция «Свиблово»…»

И уже не так страшно за машиниста. Ну, все-таки «Свиблово».

Кстати, читал-то я книжку Данилова, лежа на траве у станции метро «Спартак». А писал уже на службе, когда и лето бабье закончилось, в минувший понедельник. Выхожу, иду к трамвайной остановке, встречаю Данилу Давыдова и Дмитрия Данилова (оба ДД, да еще и внешне похожи), они идут на литературный вечер Дмитрия Данилова и Инги Кузнецовой. А трамваи не ходят – авария. Поехали на машине. И там я уже Данилова слушал: «А мне больше всего нравится/ Идея делания предложений/ Просто из слов.../ Или, ну, например,/ Ференц умер./ Или, допустим,/ Дьёрдь офигел –/ Бывает ведь,/ Что Дьёрдь офигевает…»

Бывает.

Хороший был вечер.

И книжка отличная. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1223
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1409
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1531
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3742

Другие новости