Трава живучая, простая… Фото Евгения Никитина
Идея второй книги стихов московского поэта Юлии Белохвостовой объясняется самим названием: ближний круг сродни движению солнца по годичному кругу, куда входят по порядку четыре времени года, начиная с лета и летом заканчивая. Это срез, годичное кольцо на дереве, водоворот или движение воздуха по кругу, увлекающее в свой скрытый центр все яркие события, достойные, по мнению автора, упоминания и им таким образом спасенные от беспамятства. «Очерченный давно», этот круг замкнут так, что «не видно стыка»; здесь «зима корнями сплетена с весной», а «трава живучая, простая цепляется за старые сучки», делая этот круг прочнее. Но что входит в него?
Юлия Белохвостова. Ближний круг.
- М.: Перо, 2015. – 108 с. |
Лирический герой «женщина, от которой он не мог оторваться», «берег, к которому он не хотел причалить», «счастье, в которое он когда-то не хотел поверить»; движение воды – отлив, рыбалка, Московское море, шторм (и после него); цветы (флоксы, пионы); главный корабль и Sagrada Familia, а еще варенье из райских яблок и папина яблоня.
Это опять же «движение по кругу»: где «катится клубочек», это замкнутый круг «запретов, надежд и сомнений», это близость зимы и понимание «простого счастья»:
Простое счастье –
чувствовать тебя,
и быть тебе веслом, плечом
и словом,
и замыкать твой круг,
от декабря
до февраля переплывая снова,
а после, крепко лодку привязав,
пережидать весну,
и наводненье,
и оттепелью полные глаза,
и прошлых встреч
и расставаний тени,
и солнцем воспаленный
небосвод,
и летние решительные грозы
пережидать, и чувствовать –
вот-вот
и отцветут по осени
вопросы…
Калейдоскоп событий, подвижная мозаика ближнего круга имеет еще и свою трансцендентность – ангел (или ангел-флюгер) вынесен вверх и стоит над ближним кругом, то ли рассматривая его, то ли указывая на перемены:
«В городе, распластавшемся
подо мной,
Каждой мольбы прерывистый
шепот слышу:
Мимо меня не сбудется
ни одной,
Нет никого над городом этим
выше.
Что ж из того, что флюгером
я кружу:
Как на таких ветрах
оставаться стойким?
Господи, ты же знаешь, что я
прошу
Не за себя. Спаси, сохрани –
и только.
Стихотворения, включенные в книгу, можно было бы разделить на «круг домашнего чтения» (своего рода построение дома и сплетание гнезда) и тексты, стоящие над кругом или в него проникающие. Именно синергия таких текстов и кажется наиболее удачной, ибо они открывают другое измерение, делая из круга спираль и восхождение: …
Полушубки, полушалки,
смех и крики в стороне,
а смельчак в высокой шапке
в городок влетает шаткий
на хрипящем скакуне.
Бьет копытом конь со страху,
рвется прочь из кутерьмы.
Не успеют девки ахнуть,
как уж всадник смял с размаху
стены дрогнувшей зимы.
(«Взятие снежного городка»).