На баяне (краденом)
невпопад берет лады. Леонид Соломаткин. В трактире. Государственный музей искусств им. А. Кастеева (Казахстан) |
Его поэтический мир индивидуален, неповторим и, несмотря на высокую книжную культуру, не вписывается в привычные течения. Большинству читателей Сергей Белорусец известен как детский поэт, создатель новаторских «смехотворений». Но это лишь верхняя часть айсберга. Его взрослая лирика умна и серьезна, в ней с очевидностью сквозит горько-усмешливая нотка. Воплощенная в звучащем слове игра смыслов создает особое, с привкусом самоиронии, настроение. Поначалу даже не знаешь, чего здесь больше – разрушения или созидания, и только потом понимаешь, что это две части одного целого: в разрушении старого содержится зародыш нового.
Отставив свой ночлег,
Увидишь из окна:
Сквозь поперечный снег
Пульсирует луна.
И явь – накоротке
С маячащей строкой,
И время – на руке,
И вечность – под рукой...
Небольшой сборник называется скупо и просто: «Черно-белая книга». Лучшие стихи снайперски точны, графически четки и афористичны.
Вблизи невечного огня
У неба на приколе
Переждала – как дождь –
меня
И перешла – как поле.
или
Живет человечество.
Сколь ему
Осталось прожить,
не понявшему,
Что жизнь – справедлива
по-своему,
По-своему, а не по-нашему?..
Сергей Белорусец.
Черно-белая книга: Стихи. – М: Союз писателей Москвы, 2015. – 32 с. (Библиотечка поэзии СПМ) |
По большей части это неожиданные стихи. Некая опрокинутая реальность. Умение увидеть скрытое за явным, распахнуть дверь в тайный смысл будничных явлений и вещей, нащупать очень непривычные, нестандартные связи. «Чем истины выше, – читаем у Гоголя, – тем нужно быть осторожнее с ними, иначе они вдруг обратятся в общее место, а общим местам уже не верят».
К счастью, у Сергея Белорусца в сфере высоких истин банальностей нет. Они, эти истины, расширяются, множатся, заманивают читателя в лабиринты, откуда порой бывает нелегко выбраться, но где никогда не бывает скучно. Порой это напоминает матрешку, в которой сидит другая матрешка, а там еще, еще…
Вечер шарит пятерней
По окрестным впадинам…
Перед жениной родней
На баяне (краденом)
Невпопад берет лады,
Чуть играя бровками, –
Батюшка – без бороды
И – с – татуировками…
Ни навязчивости,
ни описательности…
Белый дым, свернувшийся
ужом,
В летнем небе сумрачно завис.
Из окошка выше этажом
Медленным дождем
на твой карниз
Сигаретный пепел полетел.
Тело отдирая от одра,
Беспороден и неоголтел,
Ты о чем-то думаешь с утра.
Доедая чуть горчащий
джем,
Запирая дверь ручным
ключом,
Ты о чем-то думаешь. Зачем?
Ты о чем-то думаешь.
О чем?..
Причуда, созерцательность, романтическая отстраненность и… зашифрованный протест против несовершенства мира, в котором приходится жить. Плоды зрелой души и рефлексия разума. Нерешенные, безответные и оттого еще более жадные, мучительные вопросы бытия…
Иногда кажется: еще чуть-чуть – и свалишься в заумь, в головоломку. Но спасительная метафора, утяжеленная, словно падающая капля, высвечивает единство целого. Таков поэт…
Пусть для иных нелегитимно
Все, что другим дано.
Бессмысленность любого
гимна
Ясна тебе. Давно.
Но – ты – привязан
к несвободе,
Где – высшей формой благ –
Твой змей воздушный –
в небосводе
Полощется. Как флаг…
Почти два века тому назад в одной из своих заметок («Московский телеграф», 1827) Евгений Боратынский высказал следующее соображение: «Истинные поэты потому так редки, что им должно обладать в то же время свойствами, совершенно противоречащими друг другу: пламенем воображения творческого и холодом ума поверяющего. Что касается до слога, то надобно помнить, что для того пишем, чтобы передавать друг другу свои мысли; если мы выражаемся неточно, нас понимают ошибочно или вовсе не понимают: для чего ж писать?» Мне кажется, Сергей Белорусец в поэзии руководствуется именно таким принципом. Знает, для чего пишет. В «Черно-белой книге» во многих его стихах «пламень воображения» и «холод ума» сплавлены воедино.