0
3086
Газета Поэзия Интернет-версия

27.11.2014 00:01:00

По крылатому полету видно сокола

Тэги: поэзия, россия, урал, птицы, горлица, орел, сокол


поэзия, россия, урал, птицы, горлица, орел, сокол

книга
Андрей Расторгуев.
Русские истории:
Стихи, поэмы.
– М.: Российский писатель,
Екатеринбург:
Генри Пушель, 2014.
– 192 с.

Поэзия Расторгуева ценна деталью, индивидуальной рукотворностью, адресностью, которая прочитывается в строках и зовет вдуматься в слова «Сибирь», «Екатеринбург», «Урал», вглядеться в их мощные черты. «Кланяться Родине или Европе/ нам на рассветной заре не впервой». Название книги – простое, но многозначное: «Русские истории». Разделов четыре: «След на земли», «Игра в города», «Осколки», «Материк».

Человека принимают по одежке, книгу – по обложке. Тема, заданная названием, изобретательно обыгрывается художником Юлией Колинько, взявшей за основу стихотворение-частушку «Ой, черника-вечерника». Зрительный ряд выстроен фактурными россыпями ягод, на которые наложен силуэт горлицы: «птица-горлица печалится/ не о злате или олове –/ о далёком сизом голубе». Уже в преддверии стихов угадывается лесная стихия России. Птичье многоголосье пронизывает книгу и акцентируется в итоговом, завершающем стихотворении: «Мы рябину разделили с птицами,/ поделили с птицами иргу». Цветные россыпи ягод сродни уральским самоцветам. Легкость и стремительность птиц создает общее настроение летучести, какой бы образ ни выстраивался с их помощью: «Коршун времени ходит кругами», «По крылатому полету видно сокола» и т.д.

«Русские истории» предваряются стихотворным эпиграфом, вмещающим главный смысл, накладывающим отпечаток на все циклы книги: «Над лесом и степью, над Волгой, Амуром и Обью/ за тёмною ночью опять наступает рассвет./ Россия всегда на любовь отвечает любовью,/ да жаль – за ветрами не каждому слышен ответ». Понятия «Родина-мать» и «Родина-власть» разделены без иллюзий: «нас стальное сердце Родины/ привечает, как юродивых». Автор однозначно определяет свою гражданскую позицию: «Если остался – не сожалей./ Если уехал – не возвратишься».

Андрей Расторгуев уверенно работает со словом, обыгрывая смыслы: «Вот они – от Изборска ключи: вытекают из каменной стенки». Или: «Разве город голубиный Воркута? Разве манит, как магнит, Магнитогорск?.. малый Муром не покажется мурой, миновавшей мировую колею».

Создаваемые образы выполнены минимальными средствами: «Отпила ты, как поцеловала/ тонкой фляжки острые уста», «Но после заката…/ людские тела – точно солнцем налитые кубки», «Шесть красных гвоздик…/ Я нёс их по городу, точно опущенный факел».

Сборник является убедительным примером жизнестойкости и богатства русского языка, он сам фактически – орудие его защиты от выхолащивания и обезличивания. Поэт говорит: «Мы отравлены странною/ русскою литературой,/ где летят в небесах/ на горбатых конях дураки». И из другого стихотворения: «…и на полянах расправляют плечи/ тугие лукоморские дубки/ и впитывают грудью без опаски/ на многие столетия вперёд/ стихи и удивительные сказки –/ всё, чем народ отчаянный живёт».

Есть в книге незаметная, но принципиальная деталь, – настояние на акцентировании буквы «ё». «А, впрочем, своё поминая житьё-бытиё,/ весёлый уральский народ упирает на «Ё».

Индивидуальность книги в полифонии ее интонаций. Стихи представляют собой свободную речь, по ходу дела вовлекающую в свое русло необходимые факты, вовремя дающую точные штрихи. Поэт свободно переходит от иронии к высокой лирике, от игры словами до неподдельного не пафосного патриотизма, от просветленных образов России до страшных событий ее новейшей истории, ее рухнувших иллюзий, войн, репрессий, взаимных притязаний обезумевших народов и отдельных людей друг к другу: «А нам стесняться кого?/ Мы без государя с восемнадцатого». Или другой осколок: «А уйдёт из бетонного ложа река –/ обнажится забытая кем-то кирка/ То простое железо – не эхо времён. / Безъязыкая вечность не помнит имён».

Об Отечественной войне, как о немыслимом испытании, преодоленном исключительно волей отчаявшегося народа, как о точке отсчета русской истории: «И единая нам основа/ на грядущие времена –/ коль не воинство Пугачёва,/ так Отечественная война». В теме войны снова возникает сквозная для сборника линия птиц, но уродливо искаженной: «В том снегу не только танки-пушки,/ но и куропатки да кукушки/ люду наклевали – не дай Бог». И вновь ставится всегда остающийся без ответа вопрос: «Зачем осталась запятой/ земным огнём обугленная точка?»

В стихах предстает разнообразие интересов автора, актуальных для него вопросов. Это зарисовки городов, регионов, из которых складывается многоликая карта России, это мотивы исторические, фольклорные, былинные, библейские. Кругозор поэта широк, и широко поэтическое пространство книги, где много картин, когда земля открывается с большой высоты. Воздух, высота освоены авторским словом: «Но упираясь в чугунные плиты,/ с края последнего восьмерика/ ты убедишься, что воды разлиты,/ люди малы, а земля велика». Точка опоры – всегда Россия, земля предков – Урал. «Все могилы мои на Урале… Сбережение памяти – долгий невидимый труд».

Андрей Расторгуев создал такую гибкую и крепкую художественную канву, которая способна удержать интерес и внимание читателя – будто книга написана именно для него.

Человека принимают по одежке, провожают по уму. Также и книгу, за которой виден автор – думающий человек, встроенный в современность, но не теряющий связи с прошлым, искренний поэт, умеющий видеть и называть. Книга «Русские истории» – состоявшееся деяние. Автор с присущей ему иронией подчеркивает это: «Дурацкая блажь человечья –/ оставить свой след на земле».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
959
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
595
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1158
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1154

Другие новости