Проснется ли Венера – вот вопрос. Джорджоне. Спящая Венера. 1510. Галерея старых мастеров. Дрезден
Удивительно складывается судьба поэта. Есть литературное признание, уважение и любовь коллег и широкой читательской аудитории, есть серьезные бесспорные заслуги перед литературой. Однако за долгие годы работы Олегу Чухонцеву удалось издать всего четыре книги стихов и примерно столько же сборников с редкими вкраплениями нового материала. При этом, по словам поэта, только книга «Фифиа» (2003), вошедшая в обозреваемый сборник избранных стихов, практически полностью отражает авторский замысел, в то время как предыдущие выходили с задержками, значительными купюрами и сокращениями.
Тем более радостно держать в руках новый сборник. Открывают «Речь молчания» стихи Чухонцева из самой ранней официальной книги 1976 года, а заканчивают – два стихотворения из нового поэтического сборника, еще не изданного. В целом же сборник состоит из нескольких подборок, составленных, по словам Олега Чухонцева, скорее «по тематической совместимости, чем по строгой хронологии».
На обложку справедливо вынесены одни из самых пронзительных строк Чухонцева – слова, раскрывающие название сборника:
Это тайная на груди
тетрадь,
Это слух, напрягшийся
ожиданьем,
Это речь молчания: что
сказать,
Когда самый воздух горит
желаньем...
Говоря о творчестве Олега Григорьевича, безусловно, нельзя замолчать магистральную тему, проходящую через все творчество. Это, конечно, тема любви к родине: сочетания глубоких раздумий и бесхитростно-восхищенного мировосприятия, равного интереса и к родным павловопосадским красотам, и к трудному народному быту. Во всем этом ощутимо органичное сплетение метафизики, созерцательного спокойствия и чуткого исторического зрения. Самое большое количество произведений автор отобрал из своего сборника «Три тетради» (1976), и это единственная подборка сборника, имеющая внутреннее деление: «Посад», «Имя» и «Воробьиная ночь». Далее идут стихи из сборников: «Слуховое окно» (1983), «Ветром и пеплом» (1989), «Пробегающий пейзаж» (1997) и «Фифиа» (2003).
Олег Чухонцев.
Речь молчания: Сборник стихов. – М.: ArsisBooks, 2014. – 224 с. |
Однако более всего хотелось бы отметить два стихотворения под рубрикой «Из новой книги». Первое стихотворение «К небывшему» (платоническое) было опубликовано в журнале «Знамя» за 2010 год. В нем автор возвращается в юность, в переживания влюбленности, когда «украдкой я с безразличием пялюсь жадным» на предмет обожания. Оксюморон «жадное безразличие» прекрасно и точно характеризует состояние юного лирического героя. Поэт как бы пробегает мысленно всю свою последующую жизнь и жизнь предмета воздыхания, с грустью констатируя: «что до Венеры, она уснула и никогда уже не проснется»…. Второе – всего лишь четверостишье, но мастерски чувственно исполненное: в нем малым набором слов описано море эмоций, испытываемых человеком, мужчиной в самый сокровенный момент его жизни. Что важно, стихотворение пунктуационно подчеркивает: нет ни «до», ни «после», а есть только момент «сейчас»:
ноги скользящие по чему-то
вниз
опрокинутые вверх глаза
движущееся талое
выходящее из
белое голубое уходящее за
Впрочем, лирика сборника «Речь молчания» – это не только волнующие воспоминания юности, путь через живописные реки и леса России. Это также психологически трудное странствие через малоприятные бараки, в которых ютится послевоенная беднота. Однако надо заметить при этом, что условно «низкое» у поэта всегда выражено прекрасным русским языком.
Порою возникает соблазн назвать автора своеобразным поэтом – репортером эпохи. Репортером, чья поэтическая хроника не только изобилует приметами нынешнего и прошедшего времени, но и предлагает их пристальное индивидуальное философское осмысление.