0
2103
Газета Поэзия Интернет-версия

31.07.2014 00:01:00

Скучаю по отеческим трущобам

Тэги: поэзия, иосиф бродский, юрий кузнецов


(поэзия, иосиф бродский, юрий кузнецов

Здесь впору вспомнить старый русский народный афоризм: сама себя раба бьет тем, что нечисто жнет.

Существует малоупотребительный литературный жанр – критика автора... руками (точнее, языком) самого автора. Делается это так: берешь, скажем, книгу стихов, внимательнейшим образом ее читаешь, затем скрупулезно выписываешь из общего потока рифмованного текста отдельные строки, выражения и слова, потом располагаешь их так, чтобы получился некий грамматически и логически связный текст. И получается, увы, нелицеприятное, но при этом стопроцентно авторское высказывание, ранее скрытое им от самого себя в массе других фраз.

Выводишь, значит, автора как бы на чистую воду... И главная психологическая острота и критическая, пардон, ядовитость здесь в том, что надувать губы автору на такой разоблачительный текст – невозможно, поскольку все это он сам, сам – сначала в голове подумал, потом собственноручно написал от первой до последней буквы и, наконец, выложил печатным способом перед массовым читателем.

* * *

Трансцедентальную гениальность поэтики Юрия Кузнецова удавалось понять далеко не каждому его современнику. Критики, зная, что «большое видится на расстояньи», предрекают 100-процентное понимание титанической мудрости новоявленного классика, увы, только далекими потомками. Нынешние же поколения способны постичь разве что вот такие проникновенные строки:

С душой высокой, как змея у коршуна в когтях, я заскрёбся в родимом краю. По горам-небесам налетался, скорпионов и змей наглотался и вошел я в горящий фонарь. Из-под ногтей дымится крик, далекий колокол звонит из-под моих ногтей. И уносит меня в никуда на родном деревянном заборе.

Слышу свист, а откуда – не знаю: мою память прокаркали вороны... На столе у меня шелестит, поднимается дыбом бумага! Но останутся пальцы царапать и останутся губы кричать.

Ночью вытащил я изо лба золотую стрелу Аполлона! Мне снились ноздри... Тысячи ноздрей стояли низко над душой моей. И с одра морщинистым уродом встал. Морщины ползли по воде... В тени облака нашел тяжелую плиту – мать-Вселенную поверну вверх дном!!!

То дождь пошел, то опять тишина... Такого не перенесть! – так мои кровеносные сети и морщины мои говорят.

Из бездны Вселенной до чуткого слуха шаги донеслись: шла пропасть по пятам. Барахтаясь в Млечном Пути, я расслышал бессвязную речь: – Опасайся мыслей с пёсьими головами!

По колено сгнивая в пути, я пил из черепа отца – и улыбка познанья играла на счастливом лице дурака.

Мать в ужасе мне закрывает рот...

* * *

Теперь Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский:

Время судорог в желудке от желтой вареной брюквы. Изведясь ночью на простыне, чуя яйцами холод, потею, и слезает кожура! Гангрена, чернея, взбирается по бедру, как чулок девицы из варьете. Мозг бьется, как льдинка о край стакана... Вереница бутылок выглядит, как Нью-Йорк. (Далеко же видел, сидя в родных болотах!)

Я, прячущий во рту развалины почище Парфенона, не то что схожу с ума, но мозг перекручен, как рог барана... Сколько льда нужно бросить в стакан, чтобы остановить Титаник мысли? Север был там, где у пчелки жало... Ополоснем лицо, подобно гноящемуся вымени, чирьи прижжем проверенным креозотом и выйдем в одной рубахе, припахивавший потом, босиком на крыльцо: кругом галдеж, блевотина и стоны!

Давясь кивком звонкоголосой падали, я пячусь всю жизнь вперед. Как на сопле, всё виснет на крюках своих вопросов. С затвердевшим под орех мозгом я сменил Империю (мы в густые щи не макаем лапоть!) Жизнь есть товар на вынос: торса, пениса, лба – человек страшней, чем его скелет. Но вот комочки желтых ягодиц ожгла сквозь брюки холодом ограда...

Скучаю по отеческим трущобам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2107
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3153
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2478
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2485

Другие новости