Однажды русская женщина-поэт сказала как отрезала: «Ненавижу слово «поэтесса»!»
И слово в положительной коннотации постепенно стало исчезать. Если женщина пишет хорошие стихи, она поэт, существительное мужского рода. Если так себе – поэтесса, существительное женского рода. Умная и ироничная Юнна придумала еще «поэтку». Но это чисто индивидуальное самоотличие, никого рядом.
Русский язык топорщится, но терпит гендерную несправедливость. Впрочем, иногда возмущенно протестует. У Евтушенко есть стихотворение, заканчивающееся строкой: «Поэт подумала и отказалась». Это не шуточное, а совершенно серьезное стихотворение, где героиня – живая Маргарита Алигер. Вот как далеко заводит речь поэта.
Передо мной книга Анны Саед-Шах «Современная тетка». Сборник предваряет Евгений Рейн, послесловие принадлежит Инне Лиснянской. Хорошее солидное обрамление совершенно несолидных, порой диких, порой чудных стихотворений. Особенно в первой части книги, последней по времени написания.
Если меня сровнять с землей,
Слегка прикопать,
присыпать песком,
а сверху еще помочиться
обильно
для лучшего роста –
мне будет, конечно, немножко
обидно
взойти сорняком
под твоими кроссовками
фирмы «Ла Коста».
Поэт это пишет или поэтесса? Женщина пишет, и на том стоит, и не может иначе! Так об уходящей любви в русской поэзии, пожалуй, еще не писали. Сначала думаешь, можно ли так? Прочтя еще раз, понимаешь, только так и можно.
Но и ты не мог поступить
иначе! –
ведь правда тесен стал
наш диван,
и нужно меня куда-то девать,
кормить, одевать
при любой погоде.
А так – глядите – живет
на даче,
при огороде.
…Ой, не наступай!
Копай, мой хороший, копай.
Отважные стихи на пределе откровенности. Рядом еще и еще об этом (иногда вспоминается завещанный цветаевский вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!»)
При этом речь не затянута, ей присущ резкий лаконизм, выплеск чувства без стенаний, с прямой неповерженной спиной.
Стиль Саед-Шах разнообразен и в регулярном стихе, и в верлибре. Просторечие соседствует с изысканностью, книжность с фольклорными мотивами. Юмор согревает напряженность речи. Тетка-то тетка, но и впрямь очень современная, с компьютером наперевес, остроумно сочувствуя и себе, и людям:
честные несчастные
сидельцы
ни за что в веб-камерах
сидят.
…Вот и я ночами на дорогу
выхожу – во лбу звезда горит, –
разум мой пусть и не внемлет
богу,
но душа с dushoyu говорит…
В итоге стих и побеждает. Он спасает от разочарований, он верен тебе, он напоминает о счастье жить и ловить не поврежденные бытом слова, созвучия и женские рифмы.
Прошу реабилитировать хорошее слово «поэтесса».