0
3028
Газета Поэзия Интернет-версия

17.04.2014 00:01:00

Поколение слонов и белок

Тэги: поэзия, казань, мечети, москва, лобачевский, трамваи


поэзия, казань, мечети, москва, лобачевский, трамваи Казань, метро, люди февраля и апрель… Фото Дарьи Варзиной

Лилия Газизова – поэт, переводчик, эссеист, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Родилась в Казани, окончила Казанский медицинский институт и Московский литературный институт имени Максима Горького, работала детским врачом. Автор книг стихов и переводов «Черный жемчуг» (1996), «Поэма беременности» (2001), «Зимние арабески» (2002) «Кирова, 70» и др. Принимала участие в составлении антологий и сборников «Как время катится в Казани золотое…» (2005), «Современная татарская проза» (2007), «Современная татарская поэзия» (2008), «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание: сборник статей и материалов Международной научной конференции» (2012) и др.

Люди февраля – завсегдатаи кофеен и маленьких кафешек. Любители вечерних и ночных разговоров. Куряки, циники и романтики. Они «раздумчивы и нежны», как сообщает автор.

Они одеты в синее и лиловое

И выбирают столики в углу.

Их обычная палитра – сиреневый (цвет снов и заблуждений), лиловый (цвет книг, деревьев и часа между собакой и волком). Смесь фиолетового и желтого (цвет города, плывущего на восток). И все это фон для рыжего – челки автора, однажды почти случайно мелькнувшей в очках ее главного собеседника. У которого убегающие к вискам глаза. И чью манеру курить и молчать так хочется перенять влюбленной собеседнице.

книга
Лиля Газизова.
Люди февраля.

– М.: Воймега, 2013.
– 60 с.

Эти люди часто живут на два дома, иногда – на два города. Например, в Москве и Казани. Но это не значит, что их быт стремится расширять географию. Наоборот. В Москве их притягивают более всего Маяковка и окрестности. В Казани – две-три улочки. Улица Пушкина, где дребезжат трамваи под протяжно-сложную песнь муэдзина. Улица Лобачевского, где уютная кофейня и любимая библиотека. И улица Тукая, где школа еще стоит, а трамваи уже не ходят.

Это скупость и лапидарность не ограниченных, а, наоборот, продвинутых пользователей программы по имени Жизнь: они точно знают, что им нужно, на какие сайты заглядывать, где бросать сумку, а где для них не место.

Они немного синефилы, эти странные жители кофеен. Все окружающее кинематографично, каждый проживаемый миг – словно очередной кадр, всякое событие – сюжетный поворот внешнего сценария. Один из разделов так и называется – «Попытка киносценария». На деле же не раздел, а вся книга – такая попытка, вполне удавшаяся. Здесь все динамично и осязаемо. Минимум абстракции. Максимум экспрессии и визуальности. Но все-таки это не документальное кино. Все-таки художественное:

Кошкой-поземкой крадусь

Вдоль улиц пустынных

Но даже в берегах 

многоэтажных

Не водится мое отражение.

Это кино 4D – у его героев (они же авторы) обостренное восприятие действительности, друг друга. Они все подмечают: небезмятежные утренние улыбки подруги, плачущего в каждом из нас «толстого ребенка», невиданный танец, который танцуют длинные руки собеседника, все оттенки взгляда, обращенного к автору:

Долго-долго смотришь на меня,

Точно запомнить хочешь.

Люди февраля – это не только узкий круг друзей и собратьев по перу Лили Газизовой. Нет, это весь социальный слой. Целое поколение. Которое кто-то ошибочно называет потерянным. Ошибочно, потому что страдательный залог здесь неприменим. Поколение не терялось. Оно само выбирает, где ему быть – в эмиграции внешней, за кордоном, или внутренней – здесь, но вне публичного и явного культурного и общественного процесса, или вообще не в эмиграции, а в струе и мэйнстриме, что, наверное, сложнее, но тоже возможно.

Поколение не убегающее, но избегающее. Прямого столкновения, вообще всякой агрессии (с драконами не сражаются, а дружат). Это поколение принципиально неагрессивных существ: «Они в душе слоны и белки».

Еще оно избегает четких дефиниций. Мы не люди конкретных – города, эпохи, конфессии, профессии. Любая подобная привязка будет пошловатой и ложной. Чем-то из прошлого века.

Хотя автор и заявляет, немного эпатируя: «правде ложь предпочитаю», поскольку «ложь – это живые цветы». Но в действительности во всей книге – ни одной фальшивой ноты.

Так вот, если уж совсем нельзя без эпитетов, то можно лишь констатировать: мы – люди февраля. Так точнее и честнее. Куда мы движемся? «Первая остановка – апрель». А дальше и не заглядываем. Зато знаем главное:

Миру не все равно!

Мы нужны миру – я и ты!

Что бы плохого о нем 

ни говорили.

Жизнеутверждающая, оптимистичная поэзия вообще-то большая редкость в наше время. Такой дух – еще одна – помимо особой интонации, неожиданных образов, сочных красок – находка этой книги. И лишнее опровержение расхожего мнения о потерянном поколении. Оно осознает свою необходимость и доказывает ее в каждой строчке. Без агрессии, с грустной самоиронией, самоуглубленностью и чувством собственного достоинства. Как и должно быть у «белок и слонов».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
803
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
512
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
342
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
487

Другие новости