Пескарь умудренный Андрей Недавний. Иллюстрация из книги
В одном из своих стихотворений небезызвестный поэт Серебряного века написал: «Большое видится на расстояньи». Можно одновременно и согласиться с ним, и возразить. Если знаешь человека и общаешься с ним не один год, то можешь рассказать о нем многое, видишь его сильные и слабые стороны. Но… в суете частых встреч притупляется способность оценивать его творчество здраво и беспристрастно. Для этого нужно побыть на расстоянии какое-то время, осмыслить и «разложить по полочкам» все пережитое, проговоренное и прочитанное.
Андрей Недавний время от времени дает своим друзьям такую возможность, когда у него случаются «приступы мизантропии» (так в шутку мы это называем между собой). В моем понимании Недавний – это пример самого настоящего поэта нашего времени: хорошо разбирающийся в классике, читающий современных авторов, рефлексирующий, ранимый и одаренный. Мое знакомство с поэтом Недавним произошло десять лет назад на просторах Всемирной паутины, на одном из поэтических сайтов. У меня в то время опять проснулось желание писать стихи, и я искал земляков из Ставрополя, с кем можно было бы поделиться радостью творчества и обсудить какие-то литературные темы.
Андрей с присущей многим Девам скрупулезностью уже, наверное, подсчитал, что личное знакомство состоялось позже, года на два, когда он давал интервью для местного молодежного журнала, в котором я работал. Но… я считаю, что настоящий поэт также неотделим от своих стихов, как и они от него. Как говорится, одна плоть и одна кровь. А стихи его я впервые прочитал именно в 2003-м. И читаю до сих пор. Поэтому с огромной радостью воспринял известие о том, что намечается наконец-то выход его книги. Дебютной.
Андрей Недавний.
Арфистка эолова. – Ставрополь: Ставролит, 2013. – 100 с. |
Она состоит из семи частей: шести стихотворных («Тысячи булавок», Spirit, «Все, что я помню из акробатики», «Следующий level», «Несколько калиток» и «Арфистка эолова») и одной прозаической – «Синее небо». Тексты расположены в строго хронологическом порядке начиная с 2002 года. В предисловии к книге поэт Николай Туз пишет: «Стихи – это случившиеся числа. В конце стихов стоят даты не напрасно прожитых дней. Их в жизни поэта Андрея Недавнего, к нашему читательскому счастью, было немало. Книга «Арфистка эолова» – документальное тому подтверждение».
Две трети текстов относится к периоду с 2010 года по настоящее время. Я думаю, что объясняется этот факт просто: до 2010 года Андрей считал себя поэтическим подмастерьем, учеником из провинции. Именно на это время приходятся его поездки в подмосковные Липки на семинары Александра Кушнера (2004), Олеси Николаевой (2008) и Максима Амелина (2009).
Провинциальное уменье –
не на виду, не на слуху –
Стихов, как рыбок, наловить
– и ввечеру варить уху.
И уха (главные ингредиенты которой, на мой взгляд, – любовь, одиночество, музыка и осень) получается, надо признать, отменная, наваристая и вкусная.
Я смотрю, как пескарь
умудрённый крючком
и подкормкой,
В небеса, и вплываю сквозь
арку в знакомый подъезд.
Ощущаю сентябрь животом,
комом в горле, подкоркой.
Если Бог что и выдаст –
свинья, обязательно, съест.
Дома славно-то как,
и родители живы-здоровы.
И заветною пылью покрыт
книжный шкаф в тишине.
Я сварю себе кофе на кухне –
пол-ложки столовой.
Вот и осень подходит
на медленном этом огне.
Музыка должна быть поэтичной, а поэзия музыкальной. Они – две родные сестры искусства, с присущими им интонацией, ритмом, темпом и кульминацией. Поэзия и музыка должны затрагивать самые тонкие струны человеческой души. Поэт и прозаик Андрей Белый называл некоторые свои тексты симфониями. Сергей Рахманинов, очень любивший поэзию, говорил: «Сестра музыки – это поэзия, а мать ее – грусть…» Стихи могут стать песней. Об этом мечтают многие поэты, даже великие. Музыка может стать портретом стихотворения или просто его сопровождать, а стихотворение может раствориться в музыке.
Музыка и поэзия – два главных и, к счастью, любимых дела Андрея Недавнего. Наверное, поэтому название его книги носит явно выраженный музыкальный подтекст.
У него была арфистка эолова –
Ловила ветер, такси
и взгляды.
И её глаза цвета серого олова –
Смотрели чуть свысока,
как Плеяды.
Она выпадала росой по утрам,
Искрилась по вечерам в бокале.
Ночью настежь открывала
окна дворам,
И они там, в небе чего-то
искали.
Потом, когда ветер совсем
стихал,
Она потягивалась в постели.
Он так её и не приучил
к стихам,
Хотя оба этого лишь
и хотели…
Я очень не люблю, когда местные поэты пишут о «степях Ставрополья», о «хлебных нивах», о горах наконец. Потому что очень мало у кого это получается. Вот у Недавнего, по-моему, получается.
На небе прогрызает
мышь-полёвка
В луне большую сырную дыру.
Идёт убогий, и в руке верёвка,
Он ею, как лассо,
пленяет мглу.
И вот уже рассвет двумя
ногами
Встаёт над степью, брызжет
на холмы.
И облака – большие оригами,
Изогнуты причудливо
в дымы.
Несмотря на то что его стихи никак нельзя назвать веселыми и жизнеутверждающими, многие из них – как хорошие детские сказки – со счастливым концом. Или с надеждой, что все закончится хорошо. Я надеюсь, нет, я уверен в том, что Андрей, в отличие от лирического героя одного из своих стихотворений, обязательно пройдет в следующий level и еще не раз и не два даст нам повод поговорить о его замечательных стихах.
Растратишься на мелкие
дела,
Мой милый неприметный
человечек.
Закрученная чёрт-те кем юла –
Разменивает волка на овечек.
Как чучело незримый урожай –
Отпугиваешь зёрнышки
от плевел.
И как тебя, милок,
ни уважай –
Ты не проходишь в следующий
level.
Ставрополь