Лучшие стихи 2012 года.
Антология/ Составитель А. Скворцов. – М.: ОГИ, 2013, – 304 с. |
Российская поэзия – явление неоднозначное. Звенья-мостики перехода от Пушкина, Баратынского к Блоку и Ахматовой, от Мандельштама, Хлебникова к нынешним авторам зачастую кажутся опущенными, и неподготовленный читатель не всегда способен проделать сложную работу по их восстановлению. Помочь в этом призван проект «Лучшие стихи», в рамках которого вышел уже третий сборник. Составитель новой антологии Артем Скворцов – доктор филологических наук, специалист по современной поэзии и автор книги о творчестве Сергея Гандлевского «Самосуд неожиданной зрелости».
Основная идея серии антологий – объединение под одной обложкой авторов разных поэтических направлений и школ. В книге на равных представлены приверженцы и силлаботоники, и верлибра, и авангарда (от элементов постмодернизма до индивидуальной образности), и наивной поэтической речи. Сборник содержит более 200 стихотворений 140 с лишним авторов. Некоторые поэты антологии, такие как Денис Безносов, Лариса Миллер, Андрей Коровин, неоднократно публиковались в «НГ-EL».
Михаил Айзенберг и Николай Байтов привычно удивляют не конкретным и до конца ясным высказыванием, а загадочным флером между строк: в небольшом стихотворении о Москве Айзенберга город предстает мистическим монолитом, а лирический герой Байтова полон сомнений в собственной идентичности. В подборке «традиционалиста-новатора» Максима Амелина есть тревожное стихотворение, одно из лучших, на мой взгляд, в данной антологии:
Нежно-розовый нехотя
исчезает под густо-лиловым, –
зазеваешься, кажется,
и не сыщешь дороги туда,
где случайная музыка не успела
с умышленным словом
разминуться, развстретиться,
где в открытое море суда
под союзными флагами
выступают
воинственным клином,
где вернуть не получится
безъязыкой стране голоса, –
все в сгустившихся сумерках
по иным протекает
причинам
и последняя светлая
поглощается тьмой полоса.
Пожалуй, нигде не встретишь такого разнообразия источников вдохновения, как в современной поэзии. Например, Владимир Гандельсман сделал героем стихотворения «Периферия» Слокенбергия – главное действующее лицо из «вставной главы» романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», парадоксально соединив этот персонаж с гоголевским майором Ковалевым.
Составитель с одинаковым интересом относится и к языковым экспериментам Натальи Горбаневской, и к традиционному письму Александра Городницкого. Задумчивое «Я всю жизнь прохожу из комнаты в комнату…» нью-йоркского поэта Андрея Грицмана сближается с рефлексией Александра Костарева, а трагические вещи Инны Лиснянской и жизнеутверждающая поэзия Ларисы Миллер схожи по внутреннему напряжению стиха: на небольшом отрезке стихотворения работает каждое слово. Творчество поэта Сергея Гандлевского представлено тремя стихами, сочетающими мужскую суровость и иронию, что, впрочем, присуще и всей поэзии автора.
Отличительная особенность трех антологий – немалое количество новых имен. Среди произведений нового сборника особенно выделяется «Пчела Паганини не жалит, не умирает» Марии Марковой. Творчество Марковой представлено в дебютной книге «Соломинка», вышедшей в 2012 году. В стихах Марии Марковой образы из детства сочетаются со своеобразным авторским осмыслением мира:
... и что, если в этот момент
прерывается звук?
Она существует,
и все ее жертвы блаженны:
над съеденным сахаром
розы смыкаются в круг,
и мертвый посланник – жучок
– превращается в пену…
В произведениях Андрея Таврова – автора, близкого поэтике метаметафоризма, исторические события и современность показаны с точки зрения беспокойного, хаотичного социума. По-другому видит окружающую действительность Алексей Пурин: в трех фрагментах цикла «Музыка на закате» чувствуется небывалый, почти ребяческий восторг от знакомства с Германией. Напротив, холодноватый и жесткий слог Бориса Херсонского, сниженные образы («блюющий Апполон») вызывают у читателя ощущение раздрая и неуюта.
Олег Чухонцев вслед за лирическими «Почти элегией» и «К небывшему» пишет ностальгическое большое стихотворение, практически мини-поэму «Общее фото», причем на этот раз практически не используя рифму. Последняя по времени выхода книга поэта «Фифиа» сильно отличается от традиционализма предыдущих сборников, и «Общее фото» вполне можно отнести к творчеству нового Чухонцева.
В целом можно резюмировать, что «Лучшие стихи 2012 года» – это отличный навигатор в море российской поэзии: качество составительской работы, возможность выбора ярких и достойных произведений превращает каждый выпуск этой серии в поэтическое событие.