Китайская и японская поэзия давно вошли в читательский обиход в нашей стране. Стихотворения Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюи и особенно несравненного Басё достаточно широко известны и любимы поклонниками подобной духовной школы.
Корейская поэзия внедряется в нашу жизнь несколько медленнее, несколько менее интенсивно происходит внедрение стихов, написанных на ханмуне, кореизированной форме китайского литературного языка вэньянь.
Сто цветов. Антология корейской поэзии / Пер. с корейского Станислава Ли и Ким Хен Тхэка. – М.: Худож. лит., 2013. – 256 с.
|
В обозреваемый сборник вошли стихотворения глубокой древности. Самое раннее – «Песня цитры» – написано до новой эры, практически на порубежье, а заключительное стихотворение Ли Дэг Хёна датировано концом XIV века нашего времени.
В небольшом, но емком предисловии профессора русской литературы Университета иностранных языков «Ханкук» Ким Хён Тхэка справедливо замечено: «Стихи, написанные на ханмуне, в наше время как бы отделены от читателей, но и сегодня, если мы глубоко вникнем в смысл каждой строчки, то непременно увидим, что эта поэзия целиком принадлежит пространству культуры. В этих стихах мы ищем и находим нетленное вещество поэзии, поэтому они – не только памятник прошлого, но также и источник живого и трепетного дыхания корейской литературы. Свет ее осеняет нынешнее время и прокладывает путь в будущее».
Впрочем, сколько ни произноси «халва», во рту слаще не станет. Вот лучше в качестве конкретного примера стихотворение Квак Иё (1056–1130):
На воле верхом едет человек,
Облик его мирный мне по душе.
Наполовину промок
под моросящим дождем,
Кромкой поля проходит.
Видно, у самого края воды
Находится его дом,
Если вечером поздним
За речною водою
держит путь…
Стоит заметить, что мелодию оригинала мастерски воссоздал переводчик Станислав Ли, сам оригинальный поэт, который совместно с Ким Хён Тхэком перевел весь состав данной книги. Причем большинство произведений опубликовано впервые.
Многие стихи поражают своей недосказанностью, это явное приглашение к диалогу. Красотой воздержания назвал это явление критик.
И этой красотой, и ароматом иноземных цветов отменно одарила и порадовала замечательная антология корейской классической поэзии.