Поэт Мария Малиновская из Гомеля пронзила сердца и души российских литераторов еще на десятом форуме молодых писателей в Липках (материал о последнем, тринадцатом по счету форуме читайте на первой странице «НГ-EL»). На торжественном открытии мероприятия шестнадцатилетняя трогательная девочка-девушка в короткой юбке вышла на сцену, в пояс поклонилась очарованным гостям и чистым голосом поприветствовала присутствующих от имени всей хлебной Белоруссии. На родине она уже прославилась на нескольких конкурсах и совещаниях, а в Москве мгновенно завоевала симпатии большинства заслуженных мастеров поэтических семинаров. Откровенные строки юной поэтессы взяли за душу не одного литератора-профессионала: «Жутко быть ребенком, просто дико,/ Если бьется женщина внутри…/ Ты не хочешь, ты не слышишь крика –/ Ну тогда хотя бы посмотри…/ Посмотри, с какой бессильной силой /Рвется из невыросшей груди!../ Ну прошу, прошу тебя, помилуй,/ Страшно быть ребенком, пощади…»
С тех пор – победы в нескольких поэтических конкурсах, артеадах, премиях, фестивалях, в том числе международных. Малиновскую стали называть литературной Дюймовочкой, Лолитой нашей словесности и поэтическим Бэмби. На вручении поэтической премии «Мцыри» прямо на сцене произошла знаменитая публичная драка, инициированная патроном и поклонником Малиновской, метафизическим реалистом Сергеем Сибирцевым, которого разгневало второе место, данное любимой поэтессе. Она, по его мнению, была достойна первого. Впрочем, сама Малиновская во время инцидента держалась с редким достоинством.
Первая книга (впрочем, до нее, по-моему, были и другие) «Под прозрачной рукой» с не по-детски драматическими стихами, в основном о любви, вышла, когда автору было 17 лет. Поэт Кирилл Ковальджи тут же отреагировал почти восторженно. А недавно в одном из желтых изданий детский классик Эдуард Успенский практически признался поэтессе в любви, продемонстрировав журналистам ее портрет на рабочем столе своего компьютера. Это окончательно закрепило за Малиновской славу скорее литературного персонажа (роковой девочки), чем автора безоговорочно и безотносительно сильных текстов.
Новая книга «Гореальность» по тематике и приемам – продолжение предыдущего сборника. Главный лейтмотив – протест против мироздания и актуализация Женщины в себе. Во всех стихах щемящая смесь безгрешности и порочности, которые сама Малиновская характеризует так: «Ни лишнего слова, ни лишнего жеста,/ Мой слог не по-девичьи скуп и остер!/ Приветствую ад, нехристова невеста,/ И, как на алтарь, восхожу на костер!»
Раннее поэтическое взросление вкупе с внетекстовым образом «прелестного дитя» сделало феномен Малиновской интересным. Оттого мы, собственно, о нем и говорим. Но сейчас автору уже 19, она студентка Литературного института. И чем больше ей будет лет, тем острее будет чувствоваться потребность в акценте на самом тексте. Умиление юностью пройдет, а ожидание хороших стихов останется. Так что желаю начинающей поэтессе решиться на эксперимент, на радикальный поворот в самопозиционировании. Текст – он все-таки прежде всего.