Виктор Стрелец
Вышел первый номер поэтического альманаха-навигатора «Паровозъ» (о его презентации см. на с. 3 сегодняшнего номера «НГ-EL») под эгидой Союза российских писателей (и на время поэтического путешествия его создатели превратились в паровозную бригаду: главный редактор Светлана Василенко – в начальницу состава, редактор-составитель Владимир Мисюк – в машиниста паровоза, литредактор Валентина Кизило – в проводницу…).
Да, навигатора. Этакого масштабного в пределах Союза (и не только) разведчика поэтических лошадиных (Пегас – лошадь, хотя и с крыльями) сил организации. Роль альманаха (рабочей лошадки) традиционно в этом и заключается: в представлении текущего состояния литературного творчества. Перед нами 89 авторов с достаточно солидными «послужными списками» публикаций. И кто из них Бунин или Щепкина-Куперник – не столь важно. Это дело времени...
А альманах – вот он, приятен и на взгляд, и на ощупь. Задиристый дизайн бросается в глаза сиюминутной свежестью. Поэты порционно рассажены по вагонам (есть даже вагон-ресторан для гуляк; почтовый – переводы, международный – русские поэты, живущие за рубежом, багажный – критика), вагоны географически привязаны к городам. Состав снабжен напутствиями – предисловиями идеологов... Катит сегодняшняя поэтическая Россия...
Светлана Василенко отметила в предисловии, что провинция не уступает столице в «лошадиных силах», что понятия «столица» и «провинция» в этом смысле весьма условны. В сущности, настоящий поэт – сам себе столица. Даже посаженный в вагон железнодорожного поезда или еще куда. «Мои стихи, как отпечатки пальцев, Непоправимо выдадут меня», – реминисценцией из Марины Цветаевой выразила ту же мысль Любовь Бессонова. Единственное, в чем поэт «уязвим», – он не в состоянии выскочить из своего времени (разве что в крайнем случае). Проскочить как-нибудь бочком. Он им отягощен по природе. Поэт – концентрация времени, по Пастернаку – у вечности в долгу. Традиция ответственности русской поэзии. Подобная тенденция характеризует и данный альманах. Не без «музы мести и печали» написано:
... На переезде одинокий дом,
бельё намокшее (хозяйка
позабыла),
уже рассвет, но ни души
кругом, –
всё-всё, что сердце русское
любило
и любит, ревностное, поверяя
снам,
за безысходность бытия
земного,
за безнадежность, за тоску,
за срам
минувшего... не надо мне иного!
Вот э т о Родина. Куда ей
без меня?
(Анатолий Богатых)
... Да, эта местность
безобразна,
Но это родина моя, –
вторит ему Александр Логинов с зашкаливающими эмоциями. (Как там у Блока? «Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне»). Галина Щекина назвала свою подборку многозначительно – «Развалины». То есть гражданская лирика никуда не делась. Она по-прежнему надеется на прямую силу слова и на определенные «достоевские» моральные координаты («...где верят на слово, и верят в слова, и помнят, откуда они» – Александр Трунин), как говаривали прежде: «жажду идеала». Глобализм, однако, на дворе с его эффективностью финансовых потоков, которому не до наших лирических отступлений от прогресса...
Среднестатистический автор альманаха по возрасту человек... с опытом – личным и социальным («Пишу, как динозавр, который скоро вымрет» – Александр Трунин). Если литература как вершки обладает какими-то реальными корешками, то корешки эти весьма горькие. Поэты так или иначе являются носителями духа своего времени. Альманах – своеобразно закодированное мироощущение поколения. Поколения, болезненно принявшего на себя тектонический сдвиг страны последних десятилетий – действительно весьма драматичный. Об этом у Владимира Макаренкова:
Как плуг без поля, серп без
хлеба,
Заржавел без земли мужик...
... И, как маслёнку,
поллитровку
Таит на дне его сума.
«Вызрело в сердце железное семя», – пишет он же в другом стихотворении. Понятно, о чем идет речь.
... Или вправду мы виноваты,
что Россия трещит по швам? –
читаем мы у Николая Алешкова без обиняков. С последней прямотой. С баррикадной прямолинейностью даже... Не до «эстетики», стало быть, – рука горячая. Состояние еще очень эмоциональное.
Ольга Григорьева тоже как бы под горячую руку написала потрясающе мужественное стихотворение-заклинание «Никогда не оглядывайся». С эпиграфом из Ветхого Завета. Вроде бы с обращением к себе. Заклиная свою память. Вроде бы принимающая закон движения вперед (где этот «перед»?), соглашающаяся с ним, ибо в оглядке, в прошлом мало практического толку. Пример с Лотом поучительный, с Орфеем опять-таки...
... И зачем тебе лишняя рана,
на сердце след?
Нет давно страны, где мы
с тобой родились,
И отцов, за нее воевавших,
на свете нет.
Прогони эту память, эти
химеры прочь,
И тогда пойдут отлично
твои дела.
Позабудь язык, страну,
родителей, дочь,
Как жена Сальвадора Дали –
Гала.
Что еще в эту долгую ночь
я могу сказать?
Снова память стучит
в висок, прогоняя сон.
Не оглядывайся! Беги!
Не смотри назад!
Но на кончиках пальцев уже
проступает соль.
«Но на кончиках пальцев уже проступает соль», ибо человек – это память.
Апофеоз жути повседневности – «Письма из больницы» (ощущение подавляющей трущобности) Владимира Лаврова. Вроде маленькой поэмы. Очень экзистенциально пограничное место – больница. Философское место. И стихи по сути философские. Убийственные подробности и детали быта «конвейера здоровья» бытийственны:
... Журчит вода, не уставая,
В кривом и треснутом бачке,
И никогда не тонет стая
Окурков в долбанном «очке»,
Но (Чу... – В.С.) где-то слышен
звон трамвая...
Как открытая форточка в небо, в мир... Разумеется, любые попытки разъятья стихов на составляющие элементы, как гоголевскую «Шинель» на нитки, – тщетны, прокрустовы.
Как, впрочем, и исчерпывающее объяснение жизни. Вроде бы все перечислено из «джентльменского набора» ее событий в стихотворении Светланы Лавренковой «от» и «до»: «Свадебный марш. Середина лета»... «Гроб в коридоре, длинный, как лодка». Жизнь ускользает из любых сетей и капканов произнесенных слов – какими бы они ни были правильными, умными или запальчивыми... Вообще поэзия, может быть – некий плач Ярославны в «безвидную бездну» мироздания? Весьма метафизичный поэт Игорь Меламед с его классически четкими ритмами:
...О Господи Боже, зачем эта
гибель и мрак?
И горькая водка, и сладкая
музыка эта?
Рукою ужаленной шарит
несчастный дурак,
меся пустоту в беспорядочных
поисках света.
Зачем он родился? Что
в жизни он сделал не так?
Кто даст мне ответ? И к
чему домогаться ответа?
При всем «дактилоскопическом» разнообразии авторов альманаха «родственные» связи проглядываются. Есть поэты ночные, условно говоря, «вслушивающиеся в исток», опоминающиеся от дневной гонки, окольные, так сказать... Можно, наверное, это назвать религиозным чувством вообще, когда повседневные «замыленные» вещи вдруг предстают с точки зрения вечности. Тютчевская линия. Очень «обочинно» вдумчивый поэт Геннадий Калашников, работающий в жанре «пейзажной лирики»:
...погоди у воды, ледяным
повернувшейся боком.
Кто-то смотрит на нас,
то ли тысячью глаз,
то ль одним, но всевидящим
оком.
(Между прочим:
О Господи, тебя ведь нет,
не говори со мной!
Движеньем странным в
снежном сне меня не настигай,
Постой, не подходи ко мне,
дыханьем не пугай, –
упомянутая уже Мария Ватутина.)
Заглавные буквы просятся к «всевидящему оку». Вкрадчивая поступь времени подспудно чувствуется в стихах Калашникова.
...За время, что займёт
случайная беседа,
неуловимо день изменит свой
узор,
здесь места больше нет,
исчезли мы бесследно,
но в воздухе пустом всё длится
разговор.
Этот «длящийся разговор» и есть, надо полагать, поэзия. И альманах-навигатор – тот же самый «длящийся разговор». Жанрово насыщенный. Читатель найдет в нем и сюжетные стихотворения (Наталья Горбачева, Вячеслав Лейкин), и чисто лирические – музы Эвтерпа (Ната Сучкова ли, Елена Карева) и Эрато (Александр Фанфора ли) будут довольны. Языческие боги будут удовлетворены народными ритмами Марины Кулаковой. В которых и хлебниковские гены прослеживаются:
...Я женствую – тебе.
Не торжество, не жертва.
Нешествие с огнем,
а женствие огня.
Блаженство ты мое,
творимое блаженство
Я женствую тебе
Меня.
Тебе – главенствовать
Мне – женствовать,
Благоноченствовать –
И благоденствовать!
Чудо поэзии необъяснимо – оно есть или его нет. Альманах-навигатор просто полон хороших стихов, обозреть которые в небольшой заметке невозможно. Совершенно неважно, в каком вагоне едет поэт и какой город представляет. Все это уже наше – читателя, и с миром утвердилась связь. Получать удовольствие от поэтического текста, купаясь в словах, тоже неплохо. Инга Кузнецова с ее всепроникающей всеобщностью:
там собака бегущая против
шерсти
с улыбкой на длинном лице
и уже я так явно в её
удивительной шкуре
в длинношерстном
потрепанном пальтеце
с разлохмаченной шевелюрой
мир понятно опасен
и так невместимо прекрасен
он машинно-ужасен
пахуч и колбасен
и я
каталог его запахов
Тольятти