Джеймс Томсон (Б.В.). Город страшной ночи / Перевод Валерия Вотрина.
– Москва, Водолей, 2012. – 72 с.
Викторианская эпоха подарила миру гениальные произведения Чарльза Диккенса, Конан Дойля, Редьярда Киплинга и других всемирно известных писателей, поэтов. Вместе с тем многие выдающиеся деятели литературы оказались маргиналами, забытыми на обочине истории. К их числу относится и получивший известность уже в наши дни английский поэт, эссеист, критик Джеймс Томсон (Б.В.) (1834–1882).
Джеймс Томсон– «лауреат пессимизма», по свидетельству большинства критиков и читателей, наиболее депрессивный и сумрачный английский поэт XIX века. После трагической гибели возлюбленной и несправедливого увольнения со службы Томсон окончательно впадает в состояние «черной меланхолии» и, как часто бывает в таких случаях, заливает горе алкоголем. Его произведения практически не публикуются (если только под псевдонимами вроде Б.В.), но именно эти анонимные труды и обеспечивают поэту хоть какой-то заработок. После четырехлетней работы на свет появилась поэма «Город страшной ночи», замеченная самим Германом Мелвиллом. Однако долгое время после издания и трагической смерти автора «Город страшной ночи» оставался малоинтересным как критикам, так и простому читателю. Лишь в XX веке интерес к поэзии Томсона возрастает. Именно это произведение повлияет на поэзию Редьярда Киплинга и напрямую подтолкнет Томаса Стернза Элиота к его «Бесплодной земле», ныне – эталону модернистской поэзии, одному из самых громких и сложных произведений автора.
Вступление к этой книге, принципиально важной для понимания литературного процесса викторианской эпохи, заканчивалось такими многозначными словами:
О Братство грустное, тайн
я твоих
Смогу раскрыть ли горестный
обет?
Но нет, обрядов сокровенных
сих
Несведущим не разгадать
секрет:
Те, кто не смог прочесть
сего предвестья,
Не разберут смысл тайный
этой вести,
Провозглашенной громко
на весь свет.
Сама по себе поэма «Город страшной ночи» – ода меланхолии и грусти, в которой важен не столько сюжет (блуждание неприкаянных людей по призрачному городу), сколько исполнение и, конечно же, подтекст. Томсон был вдохновлен такими предшественниками, как мистик Уильям Блейк и не романтик Перси Биши Шелли. Главное поэтическое «завещание» Томсона сочетает в своей основе визионерство, таинственность творчества Блейка и лирическое начало Шелли. Кроме того, в небольшом по объему произведении в том или ином виде встречаются цитаты из Библии, Шекспира, Данте – источников, немало повлиявших на творчество поэта-аутсайдера. Вместе с тем Томсон как автор гораздо мрачнее всех своих учителей, ведь он не только живописует муки тела и особенно души, но и подводит удивленного столь смелым замыслом читателя к своим антирелигиозным идеям. Еще в молодости он увлекался радикальным «вольнодумством», а к концу жизни вообще окончательно разочаровался в религии. С другой стороны, в поэме нашло отражение и парадоксальное «тяготение» к основам духовности, к практически разрушенным нравственным ценностям. Подобная двойственность, заставляющая вспомнить едва ли не Джона Донна с его трансформирующимся главным героем, наряду с другими особенностями поэтики Джеймса Томсона сосредотачивает на себе основное внимание современного читателя.