Валерий Кравец. Исповедальность дневника.
– М.: Просеков, 2012. – 336 с.
Валерий Кравец родился в 1939 году в Хабаровске, в 1961-м окончил журфак Киевского госуниверситета, в 1970-м – заочно сценарный факультет ВГИКа. С 1974 по 1990 год – собственный корреспондент Гостелерадио СССР по северным районам Красноярского края. По роду занятий бывал на многих полярных станциях, на всех атомных ледоколах, работал в Арктике на трассе Северного морского пути. Хорошо знаком с жизнью малых народов Таймыра. Один из создателей долганской письменности.
Он автор около 30 книг стихов, прозы, публицистики. Член Союза журналистов СССР, член Союза писателей Москвы, действительный член Географического общества Союза ССР.
Уехал из Норильска в 1997-м, отдав Северу 32 года. Там его коллеги звали «Норильская глыба». Он написал о себе: «...Я единственный норильский журналист, награжденный орденом, и единственный, кто за свои публикации был удостоен звания «Почетный полярник». И 20 стихотворных сборников выпустил, так что и литературная моя судьба сложилась вполне счастливо. Но самым главным, самым важным своим делом я полагаю именно это – «путевку в жизнь» долганской литературе…»
С 1997 года живет в подмосковном Королеве. В 2008-м Валерий Кравец стал обладателем Литературной премии С.Н.Дурылина...
Исповедальность дневника
Диктует мне такие строки,
Что записать спешит рука
В наикратчайшие их сроки.
Чтоб не забыть тот самый
миг,
Когда, не ведая покоя,
Как вздох, возник сердечный
крик,
Чтоб стать задумчивой
строкою,
Которой сохранить дано
Для расшифровщиков
в грядущем:
Компьютер. Кабинет. Окно.
Хлеб сочинительства
насущный.
Я не случайно начал свои заметки с этого стихотворения: оно, на мой взгляд, камертон всей книги стихов-раздумий, когда автор не может не писать. А не писать (как показывают даты под стихами) автор может лишь в редкие дни, так что в книге около 400 стихотворений. Многие из них – сердечный крик, философское размышление или эмоциональное раздумье, облаченные в образную, поэтическую форму. Валерий Ефимович – человек глубоко неравнодушный. При этом не чужд иронии, доходящей порой до сарказма.
Когда в зените твое лето
И ты в расцвете сил и слов,
Несут к ногам твоим букеты
Всё выражающих цветов.
Когда кончается служенье
И ждут тебя земли комки,
Несут к тебе на возвышенье
Уже прощальные венки.
Но чтоб подольше быть
спасенным
От этих проводов к вратам,
Беги в поля, к непринесенным,
Тебе не купленным цветам.
***
...Проснись, на прелых лаврах
спящий,
Пойди к живому роднику
И сделай все же настоящей
Тобой рожденную строку.
К теме старости Валерий Кравец обращается неоднократно. Делает он это неизменно образно и философски:
Старость, как ты много
знаешь...
И когда наступит срок,
Как старатель, промываешь
Жизни золотой песок.
Это дело не для робких
Золотые мыть пески.
Но бывают самородки
Среди месяцев тоски.
Старость, время золотое,
Обрывается, как нить,
И, намытое тобою,
Ни проесть, и ни пропить...
В заключение, возвращаясь к названию книги, хочу сказать, что прилюдная исповедь – это обязательно (независимо от желания автора) еще и его же проповедь. В данном случае – проповедь добра и справедливости, лучшей жизни и творческого к ней отношения, красоты природы, одним словом – проповедь общечеловеческих ценностей, просто порядочности.