0
1532
Газета Поэзия Интернет-версия

06.09.2012 00:00:00

Ну, щеточник, еще рюмашку тминной!

Тэги: крамер, зеленый дом, витковский


крамер, зеленый дом, витковский

Теодор Крамер. Зеленый дом: Избранные стихотворения/ Пер с нем. Евгения Витковского.
– М.: Водолей, 2012. – 460 с.

Чем считать перевод – зеркальным отражением на другой язык или самостоятельным произведением? Конечно, не последним, потому что цель переводчика – максимально точно передать смысл, строфику, мелодию и ритм и в целом творческую поэтику оригинала. Здесь помимо языка важно погружение в языковую и историческую среду, в которой существовал поэт, глубокое переживание его биографии. Все эти условия соблюдены в случае перевода Евгением Витковским корпуса произведений Теодора Крамера (1897–1958). Даже больше. По прочтении книги возникает ощущение, что переводчик испытывает к автору что-то вроде родственного чувства – не по крови, но по духу, интеллекту, языку. С таким проводником отрадно входить в живой, контрастный, обоняемый и грубовато осязаемый, страдающий и сострадательный мир крупнейшего немецкоязычного поэта, чей дар по созидательной мощи уже сравнили с Брехтом и Рильке.

«Лавочник-табачник, из воды/ у плотины всплывший поутру,/ были губы у тебя худы/и дрожали в холод и в жару,/ Вышла смерть тебе – последний сорт,/ да и жизнь не шибко хороша:/ был ножной протез, как камень тверд,/ и усы торчали, как парша», – это отрывок из уже зрелого стихотворения «По поводу насильственной смерти владельца табачного киоска». Стихи Крамера, строй которых тяготеет к эпической философской балладе из жизни «дна» – обиженного и оскорбленного бедного люда, емко отражают этапы его сложной биографии. Родившись в Австро-Венгрии, в Нидерхоллабруне, он путешествовал по деревням наемным работником – почти бродягой, пристально наблюдал и ощущал природные приметы, свойственные земледельческой жизни: «…и волнуется хлеб от межи до межи, –/ Только в эти часы убеждаешься толком/ как деревни малы, как они далеки/ и трепещут колючей листвой бодяки,/ лубенея на пыльном ветру за проселком».


Трактиры – одно из убежищ бездомного поэта.
Давид Тенирс Младший. Крестьяне в кабачке. Эрмитаж

Он юношей участвовал в Первой мировой войне, где был ранен в челюсть и горло: «Трясинами встречала нас Волынь,/ Пузырчатыми топями; куда/ ни ткни лопатой, взгляд куда ни кинь –/ везде сплошная цвелая вода./ Порой тяжко ухал пулемет,/ тогда вставал кочкарник на дыбы/ из глубины разбуженных болот/ вздымались к небу пенные столбы». После окончания войны Крамер, словно собирая материал для своих баллад, бродяжничал, работал сторожем и чернорабочим, но уже первая его книга «Условный знак» (вышедшая в 1928 году) получила не только успех у читателей, но и «Премию города Вены». Крамер стал любимым газетным поэтом публики. Однако на пути поэта, чья бабушка была еврейкой, стал нацизм: печатать стихи он больше не мог и только с помощью друзей издал самый большой прижизненный сборник «С гармоникой». Туда вошли, наверное, самые яркие зрелые «мускулистые» стихи, полные как болью за бедняков, так и молодым задором. Со всем этим Крамер, как актер, как поэтический Робин Гуд, вживается в роли своих персонажей.

«Ну, щеточник, еще рюмашку тминной!/ Ты мне мозги не вкрутишь с кислой миной;/ учти: запросто так не отдаю/ щетинку первоклассную мою!» (из стихотворения «Щеточник») или «На углу меж тем трактир открыт/ (ах ты, славный братик Сливнячок!),/ так что рюмку выпить невтерпеж,/ а Маричкин поцелуй хорош,/и она остра на язычок» (из стихотворения «В воскресенье»). При чтении этих строк вовсю чувствуешь озорной, уличный, залихватский колорит. Вспоминаются, конечно, похождения бравого солдата Швейка. Только у Крамера порой все черней, безнадежней («Мартовские смерти», «Столовка», «Уличные певцы»). В откровенно простых реальных картинах видны крупные уверенные мазки мастера, которые с годами наполняются надмирной, выношенной в сердце философией: «Будь прославлен, о город, цветущий для всех/ в дни, когда облетели давно/ даже астры в саду; будь прославлен орех,/ постучавшийся веткой в окно;/ снежноягодник – зрелая крепость ядра,/ стекленеющих ягод литье;/ будь прославлена, первых метелей пора/и земное служенье мое».

Прославленное служенье готовило новое испытание: Крамер не только не мог печатать стихи – ему и жить уже было негде в родной Вене. Приходилось прятаться у друзей, укрывших его в психиатрической лечебнице под Веной, которую поэт и назвал «мой зеленый дом». Спастись ему удалось заботами глубоко ценившего его Томаса Манна, написавшего письмо в британское Министерство иностранных дел, которое, по счастью, возымело силу, и поэт в 1939 году был интернирован в Великобританию («Но обязан я уйти отсюда,/ Чтоб душа не сделалась мертва, чтобы только выжить на чужбине,/ повторяя те же, что и ныне,/ тихие и точные слова»). Новому кругу ада, связанному невозможностью оставаться на родине, с осмыслением зверств нацизма мы обязаны еще одним пластом творчества Крамера, в котором на суровый философский реализм наслоилась и личная боль («Печи возле Люблина», «Погибший в Зеландии», «Реквием по одному фашисту»). Вернуться на родину удалось в 1957 году, да и то для того чтобы в следующем году скончаться от инсульта.

Поминать Теодора Крамера можно, изучая биографию, разучивая наизусть стихи или, может быть, так, как предложил он сам: «Горстка рыбы с картошкой в родимом краю –/ все, кто дорог мне, кто незнаком,/ съешьте рыбы с картошкой в память мою/ и, пожалуй, закрасьте пивком./ Мне, жившему той же кормежкой,/ Бояться ли судного дня?/ У Господа рыбы с картошкой/ найдется кулек для меня». Так помянем. И спасибо Евгению Витковскому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1488
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3391
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2478
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1992

Другие новости