0
1504
Газета Поэзия Интернет-версия

16.08.2012 00:00:00

Двойное зренье игры в аду

Тэги: давыдов, притвора


давыдов, притвора

Данила Давыдов. Притвора.
– М.: Изд-во В. Гоппе, 2012. – 20 с.

«Меня сгубил талант двойного зренья» – так, перефразируя Георгия Иванова, можно охарактеризовать новый факт артис-бука, созданный Виктором Гоппе. Страницы сделаны на эстетской, будто оберточной бумаге. Картинки и рукописный текст – подцвеченная литография, а собственно текст – шелкография.

Для меня этот ивановский «талант двойного зренья» всегда ассоциировался с офтальмологическим нистагмом – чуть заметным дрожанием глазного яблока, выраженным то сильнее, то слабее и обозначающим обострение неврологического процесса – перевозбуждение, воспаление зрительного нерва. Интересно, что именно с нистагмом, а не с астигматизмом – когда предмет то исчезает из поля зрения, то появляется. И в литографиях Гоппе, и в стихах Давыдова (и в интеграле этих явлений – собственно «Притворе») проступает то самое чуть заметное дрожание, в котором образы видны с разных ракурсов. Они наслаиваются друг на друга, теснятся и расплываются.

«Притвора» – последняя по времени книга из серии «Вулкан ОСУМБЕЗ». И мне кажется осмысленным и логичным выбор именно стихов Давыдова – и камертона всего издания: крученыховско-хлебниковской «Игры в аду». Обложка почти детально воспроизводит «Игру в аду». Верхнюю часть передней части обложки занимают фамилии футуристов (Крученых, Хлебников) и изумленная рогатая голова. По центру висит желтый кирпич с именем Данилы Давыдова и названием книги: «Притвора». Обложка-шарада. Как понимать? Давыдов, ты не Хлебников-Крученых? Или наоборот: Хлебникову-Крученых вход воспрещен?

Придавленные кирпичом амбиции. Ввиду изумленной рогатой головы (чертей в книге просто пропасть, хоть рукой лови) – ощущение, что макнули лицом в кризис. Вот это ощущение напрасного переизбытка и чуть греющей памяти о лучших временах, данные кризисные времена преображающей – так и что и сама память уже не нужна, – точно и с некоторым даже злорадством схвачено художником.

Гоппе как бы подшучивает над поэтом, выводит его на откровенный и неприятный разговор – и не важно, что автор не разговорится; первые реакции важны едва ли не более выраженного словами согласия. Мерцающие по страницам (и очень хорошо, что шелкография: именно мерцающие) стихи Давыдова будто передают движение глаз, интонацию голоса, поворот головы, жест.

мое хипье которому все мало

попробуй-ка сначала да

в начало


Художники чертей не боятся.
Иллюстрация из книги

Со страницы на страницу переходят мягких очертаний персонажи, вполне напоминающие волосатых пивных пиратов, сидящих часами в московском баре. Интонация стихов Давыдова – высокая, чуть женственная, с морщинкой. Небольшой, но ясно очерченный (плавными линиями) женский образ поддерживает впечатление.

Величественный крученыховский Мефистофель на последней странице обложки недоуменно поправляет на себе рыжеватые, как волосы самого Давыдова, строки. Эта фигура, когда-то вызывавшая шок и смутный ужас (а у художников скорее веселье), уже не производит на нас того впечатления, какое производят милые пластичные отпрыски, пойманные в момент геораздела поэзии Виктором Гоппе. Ужас, смех, поэзия – великие слова! Но они уже не имеют значения. Они зияют как небольшие отверстия или лунки. В них даже может спрятаться насекомое. И надо всем мреет Великая Притвора – не то спившаяся птица Сирин, не то угарная завеса, идущая от пожара в лесу мировой культуры.

Есть одна старинная притча о сыне и отце. Отец очень любил сына и много позволял ему. Однако наказал, если что сын совершит дурное, чтобы забивал гвоздь в дерево, растущее на дворе. Сын так и делал; ему было весело наблюдать множество гвоздей. Вскоре дерево засохло, и это невесть почему поразило сына. Он бросился в ноги к отцу: как же так? Отец предложил вынимать по гвоздю, если будет сделано что доброе. Сын так и поступил. Вскоре все гвозди были вынуты, а дерево от самого корня дало несмелый зеленый росток. Но сын снова бросился в ноги к отцу и впервые за много дней расплакался. Отец, а следы-то от гвоздей остались!

Гвозди Крученых и Хлебникова уже не возвратить. Их следы зияют и немного пугают моих уверенных в правильности своего творческого подхода современников. Потому и возникают мутноватые потоки мнений о поэзии сегодня и об искусстве сегодня. Не появилось ничего, что смогло бы эти следы заполнить. Тонкое, почти спасительное марево Великой Притворы колышется то рыжевато, то желтовато.

Книга получилась смелая и глубокая – именно как книга. Тексты Данилы Давыдова уже вросли в нее. И без темновато-воздушных, клубящихся литографией Гоппе мне уже трудно представить их.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
340
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
343
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
279
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
182

Другие новости