Игорь Сид. Коварные крымцы (Восемь с половиной поэм).
– М.: Крымский клуб, 2011. – 94 с. (Геопоэтика).
До Крымского полуострова стали наконец доходить отдельные экземпляры новой книжки про нас, крымчан. Выпущенной в декабре московским издательством «Крымский Клуб». Молодым, но уже амбициозным. Как и многое другое, что затевают наши земляки в диаспоре. Книжка так прямо и называется, откровенно и неподкупно: «Коварные крымцы».
Поэт Игорь Сид (известный, в частности, тем, что в лихие 90-е создал в Златоглавой одноименный литературный Крымский клуб) пользуется своей географической удаленностью, чтобы безнаказанно раскрывать наши местные тайны. Ради безопасности сии пощечины общественному договору он называет поэмами. Зачастую для придания тексту внешней невинности, используя даже рифму.
Между тем поэма про севастопольского ихтиолога Токарева содержит недвусмысленное указание на контрабандный вывоз из Бразилии священной рептилии, используемой в брачных ритуалах лесными индейцами. Описывая крымскотатарского художника Исмета, Сид изобличает экстремистскую акцию против Римского Папы, совершенную его авангардным другом с помощью воздушного змея и в сговоре с подельниками – львовскими поэтами. Керченский токсиколог N-цев (под каковым именем узнаваем известный в криминальных кругах торговец контрафактным пчелиным молочком, бывший честный энтомолог X.Y.) учиняет в Карпатах нелегальный сбор яда огненных саламандр...
И так далее. Наш полуостров раскрывается как источник криминогенных ситуаций во всем остальном мире. «Крымцы» так и норовят перейти государственные границы без загранпаспорта; тяга эта проявлялась у нас, оказывается, еще в советскую эпоху.
«...С прибором ночного видения, как в карнавальной маске,/ ты долго стоишь под Берлинской стеной и думаешь о Карле Марксе./ И вдруг, после легкого обморока и спазма в сердечной мышце,/ видишь, что ты – по ту сторону и думаешь о Фридрихе Ницше...»
И вот вы дочитываете книжку до конца. И понимаете, что многое-то недосказано! Видимость срывания завес камуфлирует гораздо более ужасные факты. Наш акын и ашуг, делая вид, что поет обо всем, что видит, умалчивает самые серьезные вещи...
И ведь правильно! Проще не выметать сор из избы. Ведь Крым гораздо страшнее, чем его изображают стихотворцы. И самое кошмарное на самом деле происходит на его территории. Еще в античности тавры, как нас называли поначалу, приносили в жертву всех прибывших через Понт Эвксинский (либо через Перекоп) чужеземцев.
С тех пор ужасы творятся регулярно, и связано это все чаще с литераторами. Так, Василий Павлович Аксенов – ключевая фигура нашей альтернативной истории – публично отказался от поста президента Крымской Республики, предложенного ему сепаратистами. И едва успел унести ноги, как взвилось над полуостровом долгое зарево костров из тиражей (пиратских, но здесь важно не это) «Острова Крым»... А поэт Александр Ткаченко, некогда легендарный форвард симферопольской «Таврии», принял от коктебельского рецидивиста вызов на футбольную дуэль. Заведомо преступную – ибо мяч заменяла отколотая башка мраморного Ильича. Под условие привселюдного усекновения головы проигравшему... И выиграл этот смертельный бой.
Крым и Россия тянутся друг к другу... Фото Михаила Бойко |
Арифметический подзаголовок книги «Восемь с половиной поэм» – намек на унылое чтиво от Лизы Макнейл: у нас тут типа голая эротика и только! А финальный текст «Наследники» обрывается на фразе про «диаманты Зыкиной». Намекая с учетом юридически окрашенного названия на якобы детективный сюжет вокруг фамильных драгоценностей... Хотя коренной крымчанин сразу угадает по некоторым деталям, что речь идет о трудной судьбе нашей землячки, а позже питерской музыкальной критикессы A.B., под давлением обстоятельств пошедшей на незаконный эксперимент с оплодотворением... Жертва евгеники, так сказать!
«...И какой бы ты ни был хитрый –
все! Ползут по экрану титры.
Эпилога нет, хеппи-энда нет.
Лапидарная надпись: THE
END...»