0
1623
Газета Поэзия Интернет-версия

15.03.2012 00:00:00

Слон без башни

Тэги: гатина, стихи


гатина, стихи

Дина Гатина. Безбашенный костлявый слон/ Предисл. Анны Глазовой.
– М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 144 с.

Дина Гатина несколько возвышается над среднестатистическим уровнем вавилоно-воздушной поэзии, с почти обязательным для нее отсутствием рифм и не менее обязательной ассоциативностью и разорванностью повествования (если повествование вообще необходимо). То есть у Гатиной все то же: рифма далеко не на постоянных правах обитает в ее текстах, и ассоциативности в этих же текстах хватает, но здесь, у нее все это более оправданно.

Рассказ о Гатиной критики обычно начинают с описания внешности автора. Я решил не отходить от сложившейся традиции. Итак, собственно, кто такая Дина Гатина – поэт и художник. Дина Гатина – женщина почти «модельной внешности», на первый, да и на последний взгляд сложно отличимая от девочки. При этом лицо у этой почти модели, или почти девочки, отдаленно напоминает мультипликационных уродцев Бивиса или Батхеда. Такое сочетание характеризует и ее стихи как нельзя лучше. 1990–2000-е годы оказались как-то богаты на поэтесс, чьим главным, а порой и единственным талантом было умение изящно взрослеть. Гатина в своих стихах тоже занимается в основном тем, что то и дело изящно взрослеет: «одна нога взрослая,/ одна еще пяткой на пятаке». Но у нее есть и еще кое-что, помимо способности демонстрировать детскость, незащищенность и неприспособленность к миру – всего того, что заставило Данилу Давыдова некогда сравнить Гатину с Еленой Гуро, а Вячеслава Курицына назвать ее «сухопутной русалкой» (если вдуматься – точный образ).


Выступления Гатиной интереснее ее книг, и этого не исправить.
Фото Виктора Данильченко
В детских или полуфольклорных бормотаниях, которые надо исполнять в кокошнике и за прялкой, у Гатиной проявляются признаки довольно неприятной и злой, наверное, все же реальности. Это даже не «очаровательная бедность современной жизни», а скорее бедность очень разочаровательная. Текстам Гатиной присущ «некроинфантилизм», если говорить словами вышеупомянутого Данилы Давыдова; он, правда, придумал это название для характеристики других авторов, дебютировавших раньше Гатиной, но и ей такое определение вполне подходит. Ее поэтический арсенал, будь им вооружен поэт более темпераментный, превратил бы его стихи в гламурный и банальный Dance Macabre. Разница между гламуром, тянущимся к смерти, и более тонким ощущением хрупкости существования и состоит в том, что гламур избыточен. Для гламура смерть – детская игрушка, для более пристального взгляда детская игрушка – уже символ смерти.

Впрочем, все не так уныло, иначе знакомиться с текстами Гатиной не стоило бы никому, кроме охваченных мировой печалью мизантропов. Гатина сдабривает свои сочинения солидными порциями иронии. Увы, бумага не всегда способна передать интонации, а без них многое в тексте теряется. Конечно, читатель, натолкнувшись на строки: «не следует путать лирического героя с эпическим/ этот эпический┘», скорее всего почувствует легкую усмешку автора, и все же, встречая такие фразы, ощущаешь нехватку этого самого автора поблизости. Выступления Гатиной интереснее ее книг, и этого не исправить. Но не возмущаемся же мы, когда в книгах перепечатывают тексты песен, а они ведь теряют не только интонацию: «неприлично говорить что тебе плохо/ а может быть вообще неприлично, что тебе плохо/ ведь в это время кому-нибудь хорошо/ а кому-то гораздо хуже┘»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1243
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
788
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
553
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
788

Другие новости