0
1218
Газета Поэзия Интернет-версия

09.02.2012 00:00:00

Вершки, корешки и точка исхода

Тэги: поэзия


Вообще-то что поэзия как тип действия, как форма словесного поведения существует – очень странно.

То, чем она занимается по сути, а не во множестве своих превращенных и замещающих форм, точных подобий и убедительных подделок, – в принципе не должно бы быть подвластно человеку. Удивительно даже, что оно ему видно. Это точка, в которой древо жизни выходит из земли.

Штука в том, что и с ветвями этого дерева, и с его стволом, и даже с его темными, уходящими в глубину корнями человечество, в общем, знает, что делать. По крайней мере уже привыкло считать, будто знает. А вот точка, где одно почему-то превращается во второе┘ То есть неявное – в явное. Внутреннее – во внешнее. Что там происходит? Непонятно.

Для работы с корнями этого дерева культура с цивилизацией вырастили серьезные, основательно продуманные, тщательно выстроенные системы приемов, каждая – со своей, что важно, техникой безопасности: магию, например (поэзия с ней, несомненно, в родстве), или – совсем уж продуманную и осознанную вещь – религию. Для собирания с его ветвей сочных плодов, для обдирания с его ствола полезной коры, для подбирания в конце концов отсохших сучков на хворост культура и цивилизация обзавелись просто неисчислимым множеством наук, дисциплин, техник и практик. Деревом в целом занимается, говорят, философия.

А вот точка исхода дерева из недр – в явь, сама природа таинственного процесса его прорастания (могло бы, кажется, все так под землей и остаться!), выпадая из рук у всех решительно дисциплин, оказывается в руках поэзии.

Вряд ли стоит думать, что она этот процесс понимает: говорю же, его невозможно понять. Она делает нечто более тонкое: она его чувствует. Она его всей собой воспроизводит. Настолько, что можно сказать: поэзия – это и есть прорастание дерева жизни. Просто для внятности осуществленное в слове.

Потому-то ей – и только ей – оказываются подвластны те первочувства и перводвижения жизни, которых прочие культурные формы не в силах описать, не огрубив, не пригвоздив их, как лист в гербарий, как бабочку в коллекцию. Поэзия же, и только она одна, улавливает – воспроизводит собой – само движение бабочкиных крыльев во всей его сиюминутности. Потому-то лишь она способна заживо перенести самосознающее, безнадежно, казалось бы, привязанное к своему времени «я» в чужую телесную оболочку.

И потому-то самая верная примета поэзии – то, что у нее нет фиксированного, раз и навсегда пригодного, объективного и отчуждаемого – остановленного – языка. Своеобразное безъязычие, если угодно, полнозвучная и многоголосая немота, требующая порождения все новых и новых языков. Свой язык ей постоянно приходится изобретать заново. Едва только, кажется, что он есть – будьте уверены: это уже никакая не поэзия. Это всего лишь одна из ее бесчисленных имитаций. Одна из временных шкурок, которую поэзия, раз отрастивши, сбросила – и дальше пошла. Наращивать новые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1788
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1820
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1537
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
954

Другие новости