Эммануил Виленский. Плоды неслияния, или Непредвиденные практики человеческого детеныша: Книга стихотворений. – Самара: Самарский научный центр РАН, 2010. – 572 с.
Хотя и считается, что стихи в большом количестве – «вещь невыносимая», но книгу стихов Эммануила Виленского «Плоды неслияния», в которой аж 572 страницы, я прочитала с огромным интересом. В ней явлен очень необычный внутренний художественный мир этого поэта, и в каждой строке видна личность.
Я, человеческий детеныш,
Эммануил,
сын русских врачей:
Исаака Танхумовича
Виленского
и Раисы Соломоновны
Френкель┘
Так говорит Виленский сам о себе в одном из стихотворений. Он самоироничен. «В восьмой уж раз я снова не женат┘» – отмечает поэт, и эта несколько неуклюжая, но от этого еще более смешная строка с пятью спондеями – сама по себе уж есть стихотворение, одностишие в духе Вишневского, но и в своем собственном духе.
Присутствует у Виленского самоирония и в стихотворении «Монолог ночного сторожа с филологическим образованием», но здесь она горькая. Этот «сторож», который для людей только сторож, «маленький человек» из социальных низов, по Гоголю, Достоевскому, Чехову, и никто больше, а для многих, которые считают себя большими людьми из социальных верхов, он просто никто, ходит между ними и с унижением, которое паче гордости, спрашивает у них, чем он может им услужить: «Может, что погрузить?/ Может, что поднести?» У него маленькие должность и зарплата, о которой он говорит, что «не с такой зарплатой средь таких ходить», а что он при этом поэт, и поэт не маленький, до этого никому нет дела.
В одном из стихотворений Виленский говорит: «Когда таланта у актера нет,/ Актерство проникает в суть натуры┘» Когда у поэта нет таланта, то в суть натуры такого поэта и в его стихи тоже проникает актерство. У Эммануила Виленского в натуре и в стихах есть артистичность, которая сказывается даже в композиции его книги с рефренным «25-м кадром», со стоп-кадрами и нон-стопами, но при этом нет актерства и позерства, а есть естественность, непринужденность.
Виленский родился в 1949 году в Самаре и всю жизнь и живет в Самаре. И место действия почти всех его стихов – Самара с ее людьми и укладом жизни, который типичен для всех русских городов конца ХХ – начала ХI века, и поэт находит свои краски и свои детали, чтобы нарисовать этот город, его пейзажи и всех его обитателей: «Какая площадь старая./ А рядом стройка новая┘», «А мне в окошко улица видна,/ На ней сирень┘/ И одуванчики у мусорки вылазят», «Лишайный кот.../ Пара сизарей из лужи пьет┘» Есть тут и голодные бездомные собаки, и «демон общей вины», и «ангелы горя», и «крик: «Спасите, братцы!..» И «дама с собачкой», которая садится в лифт вместе с поэтом, для нее просто пассажиром:
И женщина в пестреньком ситцевом платье
С собачкой лохматою сядет ко мне┘
Есть тут и свои пьяницы и забулдыги со своей эстетикой пьянства, которые устраивают себе пир горой во дворе, и тогда в стихах возникает такой вот натюрморт не Сезанна, не Снейдерса, не Кальфа, не Геды, не Миньона и не Хруцкого, а «натюрморт» Виленского:
...пиво, водка, колбаса,
мойва с килькой в гарнитуре,
столик в полторы доски
да скамеечка кривая.
А на другой картине – «вискарь» и сало «на газеточке».
Очень много ярких персонажей в стихах Эммануила Виленского. Тут и воры, и бомжи, подобные персонажам Гиляровского с Хитровки и героям Горького, опустившиеся «на дно» жизни, так сказать, «отбросы общества», наше отечественное «быдло» («тот быдлом родился, тот стал┘»), тут и «либерал», который стал стукачом (потому что его, «быть может... оттеснили плечом» от власти и от кормушки или «быть может, поймали на чем» и «обнесли калачом», тут и бизнесмены, которые играют не по правилам, и «киллер молодой», и генерал с машиной «Бентли»... Тут и романтический герой (сам автор), который «бредом взбодрившись», «бродит» не только по Самаре, но и «в горах Акатуя», а в своих фантазиях – добирается до пустыни Кызыл-кум┘
В одном из стихотворений он написал:
Автор слишком много знает,
Автор слишком много
пишет┘
Что ж, это и хорошо, что он много знает и что он много пишет. Значит, он напишет еще много хороших книг, которые найдут своих читателей.