0
1885
Газета Поэзия Интернет-версия

19.08.2010 00:00:00

Трындеть по-щучьему велению

Тэги: каратов, женщина


каратов, женщина Не оставляйте женщину одну.
Илья Репин. Обнаженная натурщица. М., ГТГ

Сергей Каратов. Ожидание женщины. Челябинск–Миасс–Москва: Издательство Татьяны Лурье, 2010. – 132 с.

«Ожидание женщины» – останавливающее, я бы сказал даже – будоражащее, название дал десятой книге своих стихов Сергей Каратов. Именно десятой – своего рода зарубке, вехе на творческом пути поэта, прозаика, критика┘ Но, конечно, прежде всего – поэта.

Лирический настрой властвует над страницами этой книги – с открывающим ее обращением к Москве и до завершающей здравицы, восторга, гимна, давшего заглавие книги.

Родившийся в уральском городе Миассе в 1946 году, он давно уже стал москвичом, который чутко вслушивается в шумы и сердцебиение главного города России, «лаконично столичного», где «вместе с горою Поклонной историю рвут и латают». И финальные строки этого взгляда на Москву – противоречивые, многозначные, драматичные: «┘Мир веселит телебашня, сосущая соки России».

Казалось бы, в хорошо знакомых, устоявшихся темах поэт находит свой, иной раз не сразу бросающийся в глаза поворот, свою ноту. Как в миниатюрной философской притче «Блудный сын», завершающейся такими неожиданными строками:

А я прошатался по жизни,

Пропел и проякал:

Время прощенья просить,

Да в живых

Никого не найду.

Рефреном повторяется строка «Не оставляйте женщину одну» в поэтическом заклинании Сергея Каратова, ставшем песней, которая звучит в исполнении Владимира Мигули и Нани Брегвадзе. Это – знаковое стихотворение поэта, можно сказать, его визитная карточка.

Любовь для Каратова – «жизни трепетное чудо». А вот как перетекает любовное признание в его стихотворении «Бессмертник»: «Я – лепесток буддлеи, тамариска,/ Меня сразила юная флористка┘/ Я лейтмотив, легенда, лепта лет,/ Календула, бессмертник, сухоцвет».

Каратов – лирик с широким кругозором: на природе, в городе, в отношениях с людьми. И при этом сохраняющий молодость восприятия: «Мальчишеский азарт во мне сидит поныне» – своеобразный рефрен его стихотворения о рыбалке «Под ивовым кустом хвостом ударит щука┘».

Мальчишеский, юный – и в то же время мудрый в восприятии жизненных ситуаций и поэтических традиций, что глубинно проявляется в широте охвата и осмысления творческого наследия предшественников и дальних, и ближних. Вот как с темой рыбалки. Она то выходит на передний план, то дает о себе знать в отдельных упоминаниях и деталях. И как тут обойтись без щуки – рыбацкого украшения ухи? Это лучшее угощение для друга-поэта: «Поднести ему ушицу,/ Тут же снятую с огня». А ведь в этой ушице отсвет поэтических традиций русской поэзии – от Державина с его знаменитой пестрой щукой «с голубым пером» до Вознесенского с его озорными стихами о «рыбаке Бокове», который варит свой суп-уху: «Боков в бурную струю/ Валит дьявольскими дозами/ Рыбин, судьбы, чешую./ Церкви, луковки, картошка,/ Ух – в уху!»

Вот они, традиции, втягивающие в творческое состязание. Конечно же, страшновато. Да и примеры-то ошеломляющие. Ну что тут скажешь: «Вон Пушкина – по строчке, по усмешке,/ по трости и цилиндру узнают».

Да, уж коли стал поэтом, то хочешь не хочешь, а не обойти тютчевского вопроса: «Как слово наше отзовется?» Об этом, в сущности, такие стихи Сергея Каратова: «А буду ль нужен я/ Другому поколенью/ И разберет ли кто/ Моей машинки стук?» Или: «Лучше/ если не знали еще,/ чем узнали / да напрочь забыли!»

Что ж, правда, жестокая правда. А зачем же забывать ее?! Благо и повод есть. И Каратов со своей ухой, «ушицей с огня», здесь на особицу – входит в поэтический мир, в общем-то, не тушуясь и умело отстраняясь от аппетитной трапезы. Признаваясь: «Все сказочное нам является вначале». И, конечно же, разве можно забыть о сказочной щуке, правда, уже примелькавшейся в нашем воображении? Но куда деваться, приходится «трындеть по-щучьему велению», а писать-то надо «по-своему хотению». И помнить: «Коль щука ведает глаголами,/ То говори с зубастой ласково!..»

Да не просто ласково, а своим словом, своей чуть ироничной, лирически проникновенной интонацией, устремляющейся по волнам слов и чутко улавливающей их звукопись: «Ива, иволга и Волга/ мне покоя не дают». Или: «Сколько в пути мороки!/ Сколько вокруг морошки!/ Сторожку б/ Без мошкары┘»

Да, лирик. Но ведь он пишет и прозаические, насыщенные эпическим мировидением рассказы, повести. И это в конечном итоге не может не сказаться на его художнической палитре. И сам Каратов признается в своих автобиографических заметках: «Я <┘> отвлекаюсь на подробности, но все это необходимо знать, поскольку жизнь интересна своими деталями».

Эти детали – как отголоски эпического сюжета, его точечные приметы – как наброски, своего рода зарисовки на полях будущих рассказов и повестей Каратова (а их уже немало опубликовано). Вот, к примеру, кусочек сценки в стихотворении «В далеком уютном краю┘»: «Там с тестем беседует зять,/ чтоб сверить свои убежденья┘» Или эпические приметы в стихотворном очерке «По Северу»: день уже прошел, а над действующими лицами этого очерка «солнце висит загадкой», невольно озадачивая героя северного действа: «Где с девушкой-практиканткой/ Скрыться в такой ночи?»; а вот уже «тащится утро на тросе <┘>/ – Кто вы такие? – спросит/ Старый геолог Кремс».

В другом стихотворении («За городом сигнальных маячков┘») поэт идет, «с надеждой вглядываясь в лица», и замечает: «Двум юношам подмигивает леди/ С блестящей бородавкой на губе». И еще не такое увидит он, оказавшись в Италии «в дивной роли ротозея». Рим, Колизей – есть на что посмотреть. А он высматривает «красавиц,/ Что играли в мяч./ Их груди,/ Как мячи, взлетали в небо┘».

И еще одно чудо, о котором пишет Каратов: «Перед неведомым я настежь растворен/ И в чьих-то мыслях ненавязчиво продлюсь» – заветная, поистине высокая надежда на продление жизни стиха. И рубежная, десятая книга Сергея Каратова дает нам эту надежду.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст ударит по иноагентам средством массового поражения

Минюст ударит по иноагентам средством массового поражения

Иван Родин

В законодательстве скорректируют понятие "иного объединения лиц" и размеры штрафов

0
1507
КПРФ меняет почту, телеграф и телефон на интернет

КПРФ меняет почту, телеграф и телефон на интернет

Дарья Гармоненко

Внук лидера партии Леонид Зюганов направлен на информационно-идеологическую работу

0
1273
США готовятся к "Звездным войнам 2.0"

США готовятся к "Звездным войнам 2.0"

Владимир Мухин

Пентагон планирует возобновить милитаризацию космоса и ядерные испытания

0
1583
Путин заявил, что Трамп быстро "наведет порядок" среди европейских элит

Путин заявил, что Трамп быстро "наведет порядок" среди европейских элит

0
1036

Другие новости