Андрей Алякин. Собрание сочинений в девяти томах. – М.: Три А, 2009.
Девять томов стихов – что может быть лучше? Причем одного автора, и каждый том – один лучше другого. Так вот, что может быть лучше? Только осознание того, что автор совсем не стар и, следовательно, еще напишет и еще издаст. В книгах Андрея Алякина есть все: философская лирика, житейский юмор, стихи о прекрасной любви. Что надо человеку для счастья? Рецепт, по мнению поэта, прост:
Кто верит в чудо, тот владеет миром,
Кто знает цену, тот имеет власть,
Я не читал ни Гете, ни Шекспира,
Но жизнь моя при этом удалась...
Автор не всегда серьезен. Хотя, признаемся, любой поэт, даже если и шутит, по большому счету все равно серьезен. Поэт Андрей Алякин все пишет по большому счету.
Порой неподъемно время,
Порою нелепа кровь,
Но любовь убивает время,
А время стирает любовь.
С таким утверждением невозможно спорить. Потому что оно верное. И поэтически верное, и вообще верное. Поэт грустит: «Я по городу на «Лексусе» промчусь,/ К сожаленью, не добро, а зависть сея...» Всякий поэт – всегда новая ступень в развитии русской поэзии. И Алякин тоже новая ступень, но в то же время она отсылает к традиции. К традиции, о которой нам не дает забыть Андрей Алякин. Новая звезда не умаляет блеска прежних, а только, наоборот, подчеркивает их свет.
Они режут себя, но при этом
Излучают чарующий свет.
Был Владимир Высоцкий поэтом,
И Есенин был тоже поэт.
Читаешь: «И пусть на протяженьи долгих лет/ Вам ангелы с небес даруют знаки,/ Способные вас отвести от бед./ Желаю вам всего,/ Андрей Алякин» – и вспоминаешь Есенина. Читаешь: «Гололед на земле, гололед, белым снегом укрылась столица./ Скоро в наших домах Новый год оживит наши грустные лица» – и вспоминаешь Высоцкого.
Талант Алякина – подлинный, пронзительный, нутряной. Читателям, конечно, больше нравятся, его короткие юмористические стихотворения, но я все же больше склоняюсь к философским его вещам.
Шипящее сердце в стакане со льдом,
Мы верили в счастье и пели о том,
Что будет тот день, и на небе зажжется звезда,
Мы верили в счастье, но только не знали, когда
Музыка вен станет скипетром льда.
От его стихов веет бездной мужского очарования. Он чувственный и чувствительный: «Поставьте памятник луне – ведь желтым глазом одиночеств/ Она диктует вам и мне запутанную вязь пророчеств».
Есть и прямая публицистика у Алякина, ироничная, но и жесткая: «В футбол играют офицеры ЦСКА –/ Пятнадцать негров и талантище Карвали./ И жаль, что «Челси» не чукотское пока,/ Пока его у Ромы не конфисковали./ Но делу – время, разберется президент,/ Не даст украсть богатства своего народа...»
Алякин говорит о себе: «Многие пишут стихи в надежде произвести впечатление, а я ищу ответы на вечные вопросы». И о поэзии: «Я не поэт финансовых потоков. Не вдохновляют. Жизнью правит не финансовая или информационная олигархия, а Бог и Дьявол, причем у Бога, похоже, лишь контрольный пакет в ОАО «Вселенная» – 50% плюс акция. Зато у Дьявола блокирующий – 25 плюс акция, но этого вполне хватает...»
Ни убавить, ни прибавить.