0
1593
Газета Поэзия Интернет-версия

12.11.2009 00:00:00

День каждый – новоселье┘

Тэги: николаева, стихотворение, поэма, бог, человек


николаева, стихотворение, поэма, бог, человек Богоявление в стихах.
Жан ван Эйк. Гентский алтарь: Бог всемогущий. 1426–1427. Cathedral of St Bavo, Ghent

Олеся Николаева. 500 стихотворений и поэм. – М.: Арт Хаус Медиа, 2009. – 752 с.

Поэзию Олеси Николаевой (среди прочего лауреата российской национальной премии «Поэт» за 2006 год) можно назвать эпической, а точнее, тяготеющей к лирическому эпосу. Ее записанные «прозой» строки плавно перетекают в стихи, внутренние рифмы и ритм проступают в процессе чтения, и читатель постепенно открывает для себя, что перед ним лирика высокой пробы.

В стихах Олеси Николаевой спокойное, остраненное отношение к любым проявлениям быта, жизни. И даже страшные бытовые коллизии не шокируют автора, она пишет о них, изображает их так, что они не пугают, не отвращают от дальнейшего чтения. Секрет прост – в этих описаниях нет натурализма. В однотомнике Олеся Николаева словно ткет эпическое полотно, слагая большую, в 500 стихотворений, сагу о современном человеке, его жизни и смерти, его бедах и радостях, надеждах и желаниях. При этом «сказительница» постоянно просит прощения у Бога за свои грехи, мнимые и настоящие,:

Все, в чем была от рожденья
повинна,
встало вдоль улиц сурово
и длинно
в тридцать без малого лет, –
словно, пока не проплачу
смиренно
очередь эту, – не выйдет
из плена
Анастасия на свет.

Рождение ребенка воспринимается как явление Бога:

Я погибаю с Тобою в разлуке!
Ты ль не подашь мне спасение
в руки
Анастасией моей?

Богоявление – это, по мнению поэтессы, главное в жизни. В мире Олеси Николаевой среди всех житейских бурь всегда чувствуется близость Неба, Бога. О чем бы она ни писала (а у нее много стихов о смерти, о несчастьях), в ее строках всегда присутствует надежда на то, что все исправится, как только человек обернется лицом к Творцу, покается ему и заживет в гармонии с созданным Им миром.

Бог в поэзии Олеси Николаевой – это любовь. Жизнь не складывается, если нет любви:

┘Но участь того бесплодна
и безотрадна,
Кто любви не имеет!

Любовь – это преодоление разлада. Не эгоистичная любовь, как в стихотворении «Мать и сын», а любовь бескорыстная, ко всем людям, ко всему живому. В мире нет ничего, кроме радости и света, но замечают это только те, кто видит постоянное присутствие Бога, его святых и хранителей в мире.

Жизнь изображается в образе метели, которая и обдает ледяным холодом, и поддает жару влюбленным, «по снегу летящим». Влюбленность лирической героини полна тайн – она гадает о любимом, она рисует почти эпический образ своего возлюбленного, увозящего ее на большом «корабле земли», она тревожно молится о нем, о его возвращении, так, словно между ними все время некая бездна. Подобное состояние – часть ее жизни, оно не мешает радоваться каждому дню:

Прости меня, печальный
человек,
За легкий танец мой
и за веселье,
За дерзкий взгляд на солнце –
из-под век,
За то, что мне день каждый
– новоселье!

(Из стихотворения "Волна удачи")

Жизнь продолжается, несмотря ни на что. Порой, вопреки┘ В стихотворении «Свалка» читаем:

Жизнь продолжается, жизнь
начинается снова;
То, что утрачено, вновь
обретается; слово
Вновь наполняется смыслом
и хочет звучать.
Всё, что отвержено, стало
бесценным опять┘

Олеся Николаева знает силу произнесенного слова. Отсюда заговорные и молитвенные интонации в ее стихах. Эпическая традиция и акцентный стих также связаны с верой в необыкновенную силу услышанного поэтического слова.

Слово – Бог. Словом можно исправить мир.

В идеале для этого и пишутся стихи. Поэтесса призрела в них всех, сирых, нищих, обиженных судьбой, и как бы совершила таким образом большую молитву о всех, извративших свой путь. У нее везде есть проекция из земного мира (земной юдоли) в Мир обетованный, в Небо. С другой стороны, стихи для поэта – способ признаться в своей непокорности, несоответствии идеалу, исправить свой путь и помочь в этом другим. Ведь все земное, телесное преходяще, без него человек ближе к Богу: «Всё, что хочешь, Я дам тебе, чадо, но без этого ближе Мне ты!»


Богоявление в стихах.
Жан ван Эйк. Гентский алтарь: Бог всемогущий. 1426–1427. Cathedral of St Bavo, Ghent

Познание Бога через его проявления в природе – величайшее знание, ради которого стоит прожить жизнь. Об этом поэтесса говорит в стихах «Выйди в сад ночной случайно». Почти тютчевские интонации слышны в строчках:

Может быть, и я когда-то,
Небом и землей богата,
Встречу наступленье дня
Со слезами примиренья,
Чувствуя, что смысл
творенья
Прорастает сквозь меня.

А ее призыв «Давайте увидим: чем ветер пронзительно дует, куда смотрят звезды, о чем знает куст кособокий?» звучит как гимн природе и благодарственная молитва Богу за счастье, отрешившись от всех земных скорбей и забот, «к Богу сквозь пошлость пробиться» и пережить необыкновенное чувство полноты бытия и гармонии с миром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1255
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
800
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
561
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
797

Другие новости