0
1913
Газета Поэзия Интернет-версия

29.10.2009 00:00:00

Бесконечный листопад

Тэги: жданов, деревья, природа


жданов, деревья, природа В ждановской поэзии люди прячутся за деревьями...
А.К.Саврасов. Лес. 1877 год. Государственный художественный музей Латвии

В начале октября поэту Ивану Жданову (р. 1948), лауреату премий Аполлона Григорьева и Андрея Белого, присудили еще одну награду. На Пятом международном поэтическом фестивале «Каштановый дом», прошедшем в Киеве, Жданов получил премию Арсения и Андрея Тарковских. Это стало поводом вновь поговорить о его стихах.

Хотя делать это сложно, поскольку о поэзии Жданова в свое время говорили много и даже окрестили ее причудливым термином «метаметафоризм». Я как-то привыкла к этому слову и уже не могу сказать, проясняет оно мне стихи Жданова или наоборот. Потому, задумав написать это маленькое эссе, я решила не вооружаться терминами, но выбрать себе в помощь какой-нибудь из любимых ждановских поэтических образов и поговорить о нем. Далеко ходить не пришлось: с обложки его книги «Воздух и ветер» (М.: Наука, 2006) на меня смотрели деревья, сфотографированные поэтом, который выступил в этом издании и как фотограф.

Иван Жданов влюблен в деревья, их встречаешь в каждом, наверное, третьем его стихотворении.

Так голые смотрят деревья
на листья, упавшие в пруд.
Туда их, наверно, поверья
листвы отшумевшей зовут.

Среди русских поэтов, боготворящих деревья, в первую очередь приходят на ум Сергей Есенин и Николай Рубцов. Но у тех деревья, как и травы, и цветы, обычно более конкретны, реальны: «Я лучше помню ивы над рекой», «Клен ты мой опавший»... Жданову интереснее дерево как символ, дерево без «породы», без имени. А лучше – сад. А еще лучше – лес:

Тихо сердце, как осень, горит,
словно в красное зеркало леса
загляделось, не чувствуя веса,
с отраженьем своим говорит.

Буквально через одно четверостишие случается метаморфоза: осень-сердце входит в зеркало леса и становится им. Облетающим и пустеющим:

Что-то было и что-то
прошло,
только сердце, как лес,
опустело,
наважденьем листвы
прошумело,
в листопаде замкнуло тепло.

Листопад («дерева срывающийся жест – лист») у Жданова бесконечен:

И где-то на земле до моего
рожденья,
До крика моего в мое дыханье
вник
Послушный листопад, уже мое
спасенье┘

Или:

И этот угол отсыревший,
и шум листвы полуистлевшей
не в темноте, а в нас живут.

Даже в окно жилого дома, где «шумно и тепло, жизнь течет простая», Жданов смотрит сквозь ветку дерева, как будто заслоняясь ею:

Вот и выключили свет
в красной ветке клена.
И внутри ее темно
и, наверно, сыро,
и глядит она в окно,
словно в полость мира.

Домов в стихах Жданова мало. Он не доверяет интерьерам, улицам и другим людным местам, природа для него – более надежный хранитель его раздумий, печалей, его любви:

Соединенье этих рук
равно сближению деревьев,
Когда их тени не скрывают,
как друг от друга далеки
И их листва, и их смятенье,
Рожденное в годичных кольцах,
Запечатленное в прожилках
и на извилинах коры┘

Земная любовь – облетающий сад, сад простой, не вечнозеленый, не райский. Хотя здесь я не могу поручиться. Этот сад хотя и облетает, но все-таки зовется «незримым» и «всевышним»:

Но и любили мы так,
как будто теряли
из виду то, что любили, –
молча, неслышно.
Так расстается с листвой
в безоружной печали
сад сокровенный, далекий,
незримый, всевышний.

Если сад искони отождествляется в поэзии с любовью, раем, чем-то щедрым и многообещающим, то лес – это совсем другой архетип. Он рядом, но он – тайна, темнота, непредсказуемость, нечто огромное и неведомое, словно душа человека. Предчувствие беды, ужас конца тысячелетия прячутся вот в этом, застывающем, лесу:

И лес хрипит, всей
падалью растений
мучительно пытаясь
шелестеть.
Но не растут на тех
деревьях тени,
и нечем им ответить
и посметь.
Лесного эха стыд деревенеет,
оно посмертной воле не к лицу.
Дорога под ногами цепенеет.
Идет тысячелетие к концу.

Но где в этих лесах и садах людские фигуры? В стихах Жданова мало людей. Мы чувствуем, что они где-то рядом, но не видим их. Они, говоря словами Мережковского: «мерцают сквозь красоту символа», и лишь изредка появляются «твое лицо, твоя рука» или «свет поцелуя, снегопадами наспех обжитый».

Быть может, здесь таится и привычный упрек Жданову в сложности его стихов? Нам хочется читать о людях так, чтобы воображать их себе, видеть какую-нибудь плачущую в автомате девочку в зябком пальтеце. Но Жданов – совсем другой поэт. У него люди прячутся за деревьями. Теряются в зеркалах, снегопадах, листве. Ивана Жданова природа давно полонила, заколдовала, и, может быть, порой он и сам не рад этому:

...Что делать нам в плену
морозной тишины и
в том глухом покое
безветренных лесов,
клонящихся ко сну?

И вместе с тем образ деревьев, как любой вечный архетип, непостижим и неисчерпаем:

Там нет меня.
Над горизонтом слова
взойдут деревья
и к нему примерзнут –
я никогда их не смогу догнать.

Закончу это небольшое рассуждение недавним стихотворением Жданова, посвященным памяти его друга, недавно ушедшего поэта Алексея Парщикова:

Помнишь, Алеша,
над Балтикой дерево то:
ни ствола, ни ветвей,
только листьев сам-сто,
перекрашены брюшки и спины,
а по сути стальные
пластины.

Не поймешь, где барокко,
а где рококо,
листопадом все это
назвать нелегко.

Зарастает нездешней
природой
золотой родничок небосвода.

А еще и как буквы
над речью висят,
так в садовом ноже
зарождается сад.

Обрывается след на дороге,
да к нему не приделаешь ноги.

Только токи бегут
на магнитный просвет:
сотворенное есть,
а творящего нет,
только зимнего поля дожинок
или белые души снежинок.

И к нему, недоступному
даже в раю,
на подошвах ты вносишь
эпоху свою,
удаляясь от брошенной тени,
как двойник и прообраз
растений.

Там еще был какой-то
пречистый газон,
всё венки по нему да букеты
в сезон –
ни крестов, ни следов,
ни отсылок
безымянных нарочно могилок.

То, что ты не ответишь
на это письмо,
мне уже все равно, потому
что само
пережито двоение жизни,
впереди ни упрека, ни тризны.

Остается в виду
у железной листвы
трехголовый дракон
без одной головы:
я, такой-то, еще и Ерёма.
Это как-то пока незнакомо.

Будет в масть тебе, Леша,
завидный исход,
Колдер твой золотым
петушком пропоет.


Воскресение сносит куда-то
на исходную точку возврата.

1 мая 2009 года, Ирпень.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1418
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1426
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1168
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
741

Другие новости