Галина Гампер. Цитаты из жизни. Стихи и проза. – СПб.: Блиц, 2009. – 128 с.
Галина Гампер – питерский поэт, прозаик, переводчик, автор книг «Крыши» (1965), «Точка касания» (1970), «Крыло» (1977), «Заклинание» (1983), «На исходе лета» (1987), «И в Новом Свете дождь, и в Старом Свете» (1998) и др. Лауреат премии ПЕН-клуба за 1998 год.
Новая ее книга это действительно цитаты из жизни – опыт, воплотившийся и в прямых высказываниях, и в метафорах. В стихотворении «Из детства» Гампер пишет о своей самой главной беде: «Булыжник детства на сердце/ навек –/ Тряпичной кукле не под силу этот вес,/ Шаров воздушных связкою его поди уравновесь┘» А ведь получается и не только уравновесить, но и подняться на этих воздушных шарах очень высоко – туда, где «Семь иль семьдесят, о боже,/ Те же слёзы, счастье то же,/ Горе так же без лица», туда, где поэтическое слово – смысл и счастье жизни.
Умея подниматься на эту высоту, Галина Гампер увлекает за собой и других. Много лет руководила литературным объединением молодых поэтов.
И вязь словес, и интонаций вязь...
Золотошвейкою над ней склонясь,
Плела то в полутьме, то в полусвете...
Рванулась вдруг, в рыбачки подалась,
Вяжу узлы, раскидываю сети.
Вся в рыбьей чешуе – сверкаю, как циркачка.
Вплелась в канат дубеющей пятой.
Высь, бездна, высь, стихия, качка...
И все-то ради рыбки золотой.
Автобиографическая проза, включенная в книгу, похожа на поэзию своей откровенностью, способностью коротко, точно и впечатляюще сказать о том, какой ценой оплачено высказывание, парадоксальное для творческого человека, – «Хочу как все!».
Начинается эта проза словами о вдохновении трехлетней девочки с цветными карандашами в руках, заканчивается рассуждением об отрицании абсолютного времени и о прекрасных фантазиях: «┘я думала о том, что человек мог бы появляться на свет дряхлым, беспомощным и, проведя некий срок в специальных заведениях, превращался бы в дееспособного, полного сил homo sapiens. Затем в положенный срок начинал молодеть, постепенно впадать в детство, потом в младенчество и покидал этот мир всеми обожаемым ангелоподобным существом. Не испытав при этом никаких обычных для землян тягот и страхов».
Последние слова книги – восклицание: «Ах, как все это заманчиво!..»