0
2776
Газета Поэзия Интернет-версия

14.05.2009 00:00:00

Служил Гаврильчик стихотворцем┘

Тэги: гаврильчик, стихи


гаврильчик, стихи

Владлен Гаврильчик. Комедийный анбаръ. Собрание сочинений. – СПб: Красный матрос & Немиров, 2008. – 192 с.

Петербургский климат кристаллизует в своей среде интереснейших персонажей, замечательных как своей биографией, так и самородным творчеством. Патриарх питерского нонконформизма Владлен Гаврильчик может похвастать и тем, и другим. Родившись в 1929 году по дороге в Термез Узбекской ССР, он сначала окончил Ленинградское высшее военно-морское училище и служил на Тихоокеанском флоте, потом сменил немало профессий – работал в конструкторском бюро специалистом по электронавигационным приборам, проводником в почтовом вагоне, был шкипером на барже, телеграфистом в газете, сторожем, кочегаром и тому подобное.

Такой очевидный перепад в карьере, от инженера до кочегара, известное дело, говорит о том, что Владлен Гаврильчик принадлежал к «поколению дворников и сторожей», к творческой элите, желавшей, чтобы больше времени оставалось для любимого дела. Гаврильчик, считающий себя работником кисти и пера, начал творить еще в 1960-м году, но по причине неформальности и авангардизма поэзии первая книга «Японский бог» вышла лишь в 1994 году, причем название ее Гаврильчик не одобряет и сейчас. Шутейная подмена ругательства в заголовке приобрела иное, пафосное звучание. Позже вышло еще несколько книг поэта: в 1995 году – «Изделия духа», в 2004-м – «Упражнения в ужасной словесности» и в 2005-м – сборник «Геройское».

Новое собрание сочинений вышло в виде небольшой книжечки в мягкой обложке карманного формата и соответственно целиком сделано группой «Митьки». Художником выступил Александр Флоренский, продюсером – Михаил Сапего, готовил к печати Дмитрий Дроздецкий. Кстати, рисунок на титульном листе под названием «Комедийный анбаръ», представляющий собой комическую троицу Пушкин – Матрос – Василий Чапаев, выполнен по эскизу Гаврильчика. С фотографии Бориса Смелова на читателя, хитро прищурившись, глядит бородатый старец в форменной военной фуражке. Его почвеннический и какой-то даже старообрядческий образ трудно сочетается с его виршами.


Бежит комсорг. Идет расточник. На смену тянется станочник.
Иван Дроздов. Прибытие на флот первого комсомольского пополнения. 1922 год. 1932. Центральный военно-морской музей

Как принято выражаться в критике, книжечка охватывает основной корпус известных шедевров Владлена Гаврильчика с 1957 по 2002 год, которые печатались ранее и уже знакомы публике. Больше половины – стихи. Еще в книгу вошли три коротенькие абсурдистские пьесы. Это «Гаденыш» – легкая комическая зарисовка из жизни художников-хиппи, «Поэт и царь» – про шалуна Пушкина, порющего Тынянова и замыслившего отыметь императрицу, и «Доктор Фосген, или Смерть птички» – об ученом Фосгене, занятом бесполезными изобретениями, и легкомысленном, но человечном Петрушке. Здесь же можно видеть три рассказа – «Генерал Твердыня», «Порнографическая поэма» и «Под флагом капитана Шнапса».

При чтении стихов Гаврильчика возникает мысль об обэриутах, и именно поэтому с большим удивлением воспринимаешь факт, что с творчеством Хармса и иже с ним автор ознакомился гораздо позже, чем написал многие из своих вещей. В творениях Гаврильчика поражает сочетание максимально раскрепощенного творческого эго и наличие массы пародий, стилизаций, реминисценций и явных цитат: «Бежит комсорг. Идет расточник./ На смену тянется станочник./ Куда-то охтенка спешит./ Под ней снег утренний хрустит». В стихах присутствует известная доля примитивизма и стеба: «Как по морю синему/ Плыли две букашки,/ Плыли две букашки/ На большой какашке». Довольно часто под жало интеллектуальной иронии попадают социалистические реалии: «Пойдем в райзагс, утвердим семью,/ Наденем друг другу кольца/ И, чтоб увенчать любовь свою,/ Дадим стране комсомольца».

В кладовой Гаврильчика масса приемов, которые он использует легко, точно и мастерски. Это подражание речи иностранца, неграмотно говорящего на русском языке: «Упругий ветер налететь/ И теребила волосок./ Дер бедра платья облепить,/ А также айн и цвай сосок». Это жаргонизмы из набора рабочего класса: «Прихряю с работы, счастливый, усталый./ Потертое в угол поставлю кайло./ С любовью похлопаю бабу по крупу./ В гавану пройду и умою хайло». Сюда же отнесем лирическую пародию на принятые в Союзе сокращения и устав партработника: «Период захсолнца. Пора лирмгновений./ Законные чувства вторгаются в грудь./ С любдевой стою в коллективе растений./ Волнуюсь, за родину гордый чуть-чуть».

Ирония Гаврильчика восходит и к переживаниям поэта, заглушаемым известным в России методом: «Когда в моей душе возникла боль,/ Возвышенное бо-бо,/ Меня приласкал король алкоголь,/ И я полюбил его». Недаром в биографиях поэта, обрисовывая творческую составляющую его жизни, иногда пишут примерно так: «Художник. Поэт. Алкоголик». Впрочем, под всеми капустными наслоениями, инверсиями, перебоями ритма и причудливыми играми с рифмой мы обнаруживаем поэта и человека, который рад участи, а между делом сообщает пророческие вещи: «Вечерком, как обычно, на попке/ Я сижу и балуюсь винцом/ Перед телеком и заедаю/ Государственным огурцом <┘> Я кайфую, я как в театре,/ И при этом мне не нужен билет:/ Предо мной лебединое что-то/ Государственный пляшет балет». Это стихотворение 1981 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1402
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3293
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2383
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1913

Другие новости